Виды государственных ценных бумаг России и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно , становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика государственных ценных бумаг……… 4
2. Государственные ценные бумаги промышленно
развитых стран мира………………………………………………………13
3. Виды государственных ценных бумаг России
и их характеристика……………………………………………………….21
1) ГКО ……………………………………………………………………..21
2) ГДО …………………………………………………………………….26 3) Золотые сертификаты …………………………………………………27 4) ОВВЗ ……………………………………………………………………28
5) ОФЗ …………………………………………………………………….29
6 ) СБН ……………………………………………………………………30
Задание 2 ……………………………………………………………….31
Заключение. ……………………………………………………………32
Список литературы ……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовик ГЦБ.docx

— 56.54 Кб (Скачать файл)

В Англии к долгосрочным государственным облигациям относят  долговые обязательства со сроком обращения  свыше 15 лет (обычно 20—25 лет). Основная их часть (до 3/4) имеют одну дату погашения, а остальные — две. Для Англии характерно наличие бессрочных государственных  облигаций.

Государственные долгосрочные облигации в ФРГ обращаются в  течение 10 лет и имеют разовое  погашение; они выпускаются в  бездокументарной форме с фиксированной  процентной ставкой и номиналом  не менее 1000 марок.

Долгосрочные государственные  облигации Франции выпускаются  на срок от 7 до 30 лет с одноразовым  платежом (одним сроком погашения).

Основную часть государственной  задолженности в Японии (почти 3/4) составляют долгосрочные облигации  со сроком обращения 10 лет и два  месяца. Выпускаются также долгосрочные облигации на срок 20 лет, по которым 2 раза в год выплачивается доход  в виде фиксированного процента.

Сберегательные  облигации относятся к разряду нерыночных государственных ценных бумаг, так как не подлежат купле-продаже; их эмитентами выступают правительство или местные органы власти. Облигации регистрируются на держателя (покупателя). По сути они являются формой сбережений граждан. Возмещение по сберегательным облигациям производятся покупателю. Они высоколиквидны, погашаются по номиналу по требованию владельца.

Специальные выпуски облигаций. Для снижения бюджетного дефицита и  привлечения сбережений населения, для финансирования и рефинансирования государственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску «специальных займов», предназначенных к размещению в страховых и пенсионных фондах, а так же правительственных учреждениях. Облигации таких выпусков

не продаются, их нельзя передавать другим лицам, но они могут быть предъявлены  к оплате через определенное время (обычно год) со дня их выпуска.

Ценные бумаги местных  органов власти. Рынок муниципальных  облигаций в промышленно развитых странах значителен. Например, в  США на долю муниципальных облигаций  приходится более 1 трлн. долларов Этот вид ценных бумаг считается одним из самых надежных после ценных бумаг центрального правительства.

Муниципальные облигации  — ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления (правительствами  штатов, провинций, городскими муниципалитетами) и другими местными административными  единицами.

Самый большой в мире рынок  муниципальных ценных бумаг находится  в США и переживает период стремительного развития: в 90-х годах объем рынка  был равен 1,2—1,4 трлн. долларов; в 1997 г. муниципальные облигации составляли 11,5% рынка облигационных займов. Муниципальные облигации имеют  смешанную форму надежности. Они  делятся на обеспеченные общей гарантией и обеспеченные доходами от проекта.

Более совершенную форму  с точки зрения своевременной  выплаты процентов и основного  долга имеют облигации, обеспеченные общей гарантией, прекращение платежей по этим облигациям в США — редкое явление.

Гарантом таких облигаций  выступают налоговые органы, гарантия обеспечивается налогами на личный и (или) корпоративный доход, продажи, имущество  и использование дорог внутри штата, налогами на недвижимость на уровне города. По уровню надежности эти облигации  уступают лишь ценным бумагам правительства  штата.

Облигации, обеспеченные доходами от проекта, выпускаются в США  агентствами или органами власти, созданными в штатах и городах  в соответствии с законодательством, с целью финансирования инфраструктуры и эксплуатационных расходов.

Муниципальные облигации, обеспеченные доходами от проекта, менее надежны. Однако с их помощью в США были построены  сотни больниц, стадионов, студенческих общежитий, гражданских рынков и других объектов инфраструктуры.

Для этих облигаций характерны фиксированные сроки погашения. Обычно они являются отзывными, т.е. эмитент по истечении определенного  срока может погасить облигации (раньше фиксированного срока обращения). Срок погашения облигаций, обеспеченных доходом от проекта, может быть от 20 до 30 лет.

Штаты и города нередко  испытывают потребность в наличных деньгах, поскольку налоговые поступления  происходят раз в квартал, а иногда и раз в год, а средства требуются  постоянно для выплаты заработной платы и других расходов. Местные  органы власти решают эту проблему с помощью краткосрочных ценных бумаг, обычно именуемых векселями, которые иногда называются краткосрочными кредитными обязательствами местных  органов власти (до момента поступления  налогов). Они выпускаются по номинальной  стоимости с фиксированной кулонной ставкой.

В США в 90-х гг. увеличилось  число новых муниципальных организаций, имеющих право выпускать собственные  облигации. Одновременно ужесточилось законодательное регулирование  рынка муниципальных ценных бумаг.

Подобно купле-продаже государственных  ценных бумаг сделки с муниципальными облигациями осуществляются на внебиржевом  первичном рынке. Основными владельцами  муниципальных облигаций являются банки и другие кредитно-финансовые организации и индивидуальные инвесторы. Вместе с тем доля банков во владении этими облигациями резко снизилась  в связи с изменением в 80-х годах  налогового законодательства. Так, были отменены льготы по инвестициям в  муниципальные облигации со стороны  банков и введены льготы для других инструментов финансового рынка.

Компании по страхованию  имущества, вкладывая средства в  муниципальные облигации, стремятся  получить доход, пользуясь льготами при налогообложении.

В Японии основными целями эмиссии муниципальных облигаций  являются финансирование сельского  хозяйства, образования, строительства, борьба со стихийными бедствиями. Муниципальные  облигации выпускаются на предъявителя; основными эмитентами выступают  власти крупнейших городов и префектур. Правительственные и Муниципальные  облигации объединены в группу государственных  облигаций. При этом доля правительственных облигаций в общем объеме облигации займов равна 47%, а муниципальных — 6% .

Минимальный номинал муниципальных  облигаций составляет 10 тыс. иен, а  объем выпуска — от 1 до 100 млрд. иен. Это облигации с купонным фиксированным доходом, который  выплачивается, 2 раза в год, Первичное размещение проходит либо путем открытого предложения через банки и брокерские компании, либо путем открытого размещения, когда в качестве посредников выступают местные банки.

Муниципальные облигации  с 1992 г. выпускаются с условием частичного или полного погашения в любое  время, причем досрочное погашение  осуществляется по цене, немного превышаю щей текущую рыночную цену облигаций. Однако досрочное погашение невыгодно  для инвесторов, так как требуется  специальное разрешение министерства финансов.

Основными инвесторами муниципальных  облигаций являются прежде всего коммерческие банки; потом идут правительственные взаимные фонды, корпоративные и индивидуальные инвесторы, доля которых пока незначительна.

Франция по числу муниципальных  образований опережает все страны ЕС, месте взятые. Муниципальные  органы страны имеют право осуществлять заимствование без получения  разрешения цен трального правительства  при условии, что цель заимствования  со стоит в финансировании инвестиций, а также обслуживании дол га, который закладывается в местный бюджет. В середине 90-х гг. объем облигационного долга равнялся 6,6 млрд. долл., что составило лишь 6,6% всего муниципального долга. Малая доля объясняется прежде всего отсутствием налоговых стимулов (в отличие от США), значительной конкуренцией со стороны банков, имеющих низкие процентные ставки, и рядом других причин.

В Великобритании возможность  муниципальных властей занимать необходимые денежные средства напрямую у центрального правительства на довольно длительные сроки и под  низкие про центы привела к  тому, что объем рынка муниципальных  облигаций снижается, и за последнее  десятилетие выпуск новых муниципальных  облигаций почти прекратился.

В ФРГ рынок муниципальных  облигаций динамично развивается. Ею объем превышает 500 млрд. марок, что  составляет 20% всего рынка облигаций страны Ежегодный выпуск муниципальных облигаций составляет около 70 млрд. марок. Основная часть их представлена краткосрочными и среднесрочными облигациями, обычная величина купона которых — 5—10% годовых. Муниципальные облигации пользуются большим доверием нёмецких и зарубежных банков, инвестиционных

фондов, страховых компаний и частных  инвесторов.

3. Виды российских государственных  ценных  бумаг

1) Государственные краткосрочные  облигации

В начале 1992 г. Центральный  банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка  государственных ценных бумаг в  России. С  его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования  рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все  стороны размещения ГКО, погашения  облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует  отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

Второй по важности нормативный  акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“. В нём, в частности, определено, что  аукционы и вторичные торги по ГКО  осуществляются на ММВБ.

Третий нормативный акт  “Положение об обслуживании и обращении  выпусков ГКО” устанавливает, что обращение  облигаций может происходить  только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности  на облигации от одного владельца  к другому наступает в момент перевода их на счёт  “депо”  их нового владельца.

Размещение  облигаций происходит на аукционе, организованном  ЦБР по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются Банком России не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для  финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В1993 году осуществление эмиссии гособлигаций позволило перечислить на счёт Минфина  РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. рублей.

ЦБР, обеспечивая организационную  сторону функционирования рынка  ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых  документов и т.д.), активно участвует  в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление  по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто  проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок  в  зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не  ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.  

В качестве официальных дилеров  выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и  цели своих клиентов.

ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет  официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать  находящиеся в их распоряжении временно свободные  средства. При этом операционные издержки при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость, рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать,

Со времени первого  аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно  миновав стадию становления, вступил  в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

Эволюция рынка привела  к тому, что ГКО при первичном  размещении в известном смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в  инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования  предложения денег со стороны  ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность  либо изымать избыточную с денежного  рынка. Складывающаяся доходность по ГКО  станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

Информация о работе Виды государственных ценных бумаг России и их характеристика