Виды и формы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………5
1.1 Содержание финансового контроля…………………………………5
1.2 Задачи финансового контроля………………………………………11
Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………………14
2.1. Виды и формы финансового контроля…………………………….14
2.2. Методы финансового контроля…………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ…………………...25
Глава 4.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……...37
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

финансы1.doc

— 883.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………5

1.1 Содержание финансового  контроля…………………………………5

1.2 Задачи финансового  контроля………………………………………11

Глава 2. Виды и методы финансового  контроля………………………14

2.1. Виды и формы финансового контроля…………………………….14

2.2. Методы финансового контроля…………………………………….20

Глава 3. Организация финансового  контроля в РФ…………………...25

Глава 4.Пути совершенствования  финансового контроля в РФ……...37

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Исторически  финансовый контроль возник как  государственный в связи с  необходимостью контроля за расходованием  средств из государственной казны.  По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков и частных корпораций сфера применения финансового контроля постепенно расширялась. Помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

 Несмотря  на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а, следовательно, без привлечения других видов контроля.[15]

 Финансовый  контроль — законодательно регламентированная  деятельность специально созданных  учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.[18]

 Финансовый  контроль является элементом системы управления финансами, и выполняет ряд функций, основными из которых являются: успешная реализация финансовой политики государства, обеспечение формирования и эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах экономики и, в конечном счете, в создании условий для стабильного развития государства.

Цель финансового  контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных  богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение хозяйственности и расточительства.

 Наиболее  значимой задачей финансового  контроля является проверка неукоснительного  выполнения законодательств, а  по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения Финансовых  обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств, предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 Основным  органом финансового контроля  является Счетная палата РФ  в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской  Федерации" от 11 января 1995 г.[6]

 Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях многоукладной  экономики, многообразия форм  собственности, образования фондового  рынка и рынка капиталов возникла  потребность в налаживании жесткой  системы финансового контроля  как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Цель курсовой работы – обобщения теоретических  аспектов финансового контроля и  выявления путей его совершенствования.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- изучить содержание  и виды финансового контроля;

- выявить методы  финансового контроля;

- рассмотреть  организацию финансового контроля;

- выявить пути  совершенствования финансового  контроля.

Предметом исследования данной курсовой работы является организационно правовые аспекты финансового контроля.

Объектом исследования является существующие методы финансового  контроля.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка литературы.

Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового  контроля

   

    1.   Содержание финансового контроля

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных  учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового  законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а  также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Финансовый контроль составляет неотъемлемую часть процесса управления финансами и обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной  и контрольной. Процесс распределения  и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике. Назначение финансового контроля — отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта.

Основной организацией, осуществляющей финансовый контроль, является Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI) — международная организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах ООН. Основана в 1953 году. В её членах состоят более 180 национальных высших органов финансового контроля. Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ. Собирается раз в 3 года. В Российской Федерации ведущим органом  финансового контроля является Счетная палата России, ставшая членом ИНТАСАИ в 1995 году. [18]

Финансовый контроль не ограничивается только правовой и количественной сторонами финансовой деятельности экономических субъектов, но имеет и аналитический аспект.

      Финансовый контроль как самостоятельная  экономическая категория изучает  производительные силы и производственные отношения на всех стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) для выявления противоречий и их регулирования государством. Таким образом, в предмет финансового контроля включаются все составные части процесса воспроизводства, а также законодательная и нормативная база, обеспечивающие функционирование экономики.

 Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

  В качестве основных элементов  финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля.

 Инфраструктура  финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

 При этом  отмечается, что перечисленные элементы  системы контроля в целом составляют  механизм финансового контроля, который должен регламентироваться  нормативными юридическими актами, в совокупности образующими финансовое (бюджетное) право. [8]

  Объектом финансового контроля  являются денежные, распределительные  процессы при формировании и  использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов  денежных средств на всех уровнях  и звеньях народного хозяйства.  Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе в законодательном порядке.

      Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

  Субъекты контроля могут быть  различными. В их число входят  органы государственной власти  и управления (президент, правительство,  парламент, налоговые, финансовые  и специализированные контрольные  органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.[19]

  Все многообразие субъектов финансового  контроля на государственном и муниципальном уровне можно классифицировать как:

• органы государственного финансового контроля законодательных и представительных органов власти (Счетная палата РФ. Контрольные счетные палаты законодательных собраний субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

• органы государственного финансового контроля уполномоченных исполнительных органов власти (Министерство финансов РФ. Федеральное казначейство. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная налоговая служба. Федеральная таможенная служба. Контрольное управление Президента Российской Федерации, финансовые и контрольноревизионные органы субъектов Российской Федерации и местных органов власти);

• структуры внутреннего финансового контроля (или согласно статье 270.1 БК РФ органы внутреннего финансового аудита) исполнительных органов власти и органов местной администрации (главных распорядителей (главных администраторов), распорядителей (администраторов) и получателей средств бюджетов). К ним можно отнести специальные, созданные соответствующими министерствами и ведомствами финансовые и иные инспекции, а на уровне учреждения - внутренние проверочные комиссии и др.);

• иные органы финансового контроля (Центральный банк РФ). [16]

      Основным нормативно-правовым документом, регулирующим финансовый контроль в РФ, является Стандарт финансового контроля (СФК 203).

       Свою деятельность субъекты финансового  контроля осуществляют на основании  принципов законности, независимости,  объективности, ответственности,  гласности, системности и разграничения функций.

       Принципы проведения финансового контроля разрабатывались веками и были оформлены в виде следующих положений:

  1. Принцип законности финансового контроля предусматривает наличие правовой базы контроля – это обеспечивает проведение контроля в соответствии с его целями и задачами.
  2. Принцип независимости органов финансового контроля гарантируется действующим законодательством, и она бывает финансовая, организационная, функциональная.
  3. Принцип объективности предполагает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность проверяемого предприятия, а также предполагает обоснованность выводов по результатам контроля.
  4. Принцип гласности предполагает беспрепятственное ознакомление с результатами контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайн.
  5. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.
  6. Принцип разграничения функций и полномочий предполагает отсутствие дублирования и параллелизма в контроле. (Один орган не доверяет результатам проверки другого органа, т.е. несколько органов проверяют одно и то же).
  7. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении контрольных мероприятий, т.е.  чтобы предприятия не подвергать стрессам, существует установленная периодичность проведения ревизий.   [15]

Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития, как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.

      Информационное обеспечение контроля представляет собой всю информацию, которая используется в процессе контроля, и которая характеризует объект контроля какие-либо специфические черты этого объекта, которые могут быть связанны с отраслевой принадлежностью объекта.  Это прежде всего отчетная информация (бух отчеты и балансы), статистическая, планово-экономическая, информация о состоянии документооборота, данные об управленческом, финансовом учете. Надо обращать внимание на качество информации.

Информация о работе Виды и формы финансового контроля