Виды и формы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………5
1.1 Содержание финансового контроля…………………………………5
1.2 Задачи финансового контроля………………………………………11
Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………………14
2.1. Виды и формы финансового контроля…………………………….14
2.2. Методы финансового контроля…………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ…………………...25
Глава 4.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……...37
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

финансы1.doc

— 883.00 Кб (Скачать файл)

По окончании  ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Руководитель и главный бухгалтер имеют возможность представить по акту ревизии возражения.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального  ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

6)Финансово-экономическая  экспертиза — проведение специалистами  исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот прием финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

 

Глава 3. Организация финансового контроля в РФ

 

 Как было  сказано выше, финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Существует классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

- президентский;

- представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

- исполнительных  органов власти;

- финансово-кредитных  органов;

- ведомственный  и внутрихозяйственный

- общественный;

- аудиторский. 

 В РФ созданы  соответствующие структуры: комитеты  и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-счётные палаты субъектов РФ.

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции  РФ и конституциях (уставах) субъектов  Федерации предусматривает контроль финансовой деятельности органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении. На рисунке 2 представлена схема  структуры органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ.

Рис.2. Схема  структуры органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 году созданием  Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету даёт заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место  в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи:

- Организация  контроля исполнения федерального  бюджета и внебюджетных фондов;

- Подготовка  положений по устранению обнаруженных  нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

- Оценка эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств, в том  числе предоставленных на возвратной  основе, и использования федеральной  собственности;

- Определение  степени обоснованности статей  проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- Финансовая  экспертиза, т.е. оценка финансовых  последствий принятия федеральных  законов для бюджета; контроль  поступления и движения бюджетных  средств на счетах банков;

- Регулярное  предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Таблица 1.

 

Основные показатели, характеризующие работу Счетной  палаты в 2011 году, приведены в следующей таблице.                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.

«Источник: Итоги  работы Счетной палаты Российской Федерации  в 2011 году и Основные направления  деятельности в 2012 году».

Из таблицы 1 видно, что количество возбужденных уголовных дел и количество мер  административного реагирования по сравнению с предыдущими годами возросло, следовательно, финансовый контроль усилился.[14]

Счётная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям. На рисунке 3 показана динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008–2014 годах.

Рис.3. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008–2014 годах.

Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности.

На рисунке 4 представлена диаграмма, отражающая выявленные нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере в 2000–2011 годах, млрд. рублей.

Рис.4. Выявленные нарушения законодательства в финансово-бюджетной  сфере в 2000–2011 годах, млрд. рублей.

Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.[16]

По закону деятельность Счётной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определённые  функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 года[10]. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.

Основными функциями  Главного контрольного управления являются:

- контроль и  проверка исполнения федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

- контроль и  проверка исполнения поручений  Президента Российской Федерации  и Руководителя Администрации  Президента Российской Федерации;

- подготовка  на основе проведенных проверок информации для президента Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О  Правительстве Российской Федерации" наделено широкими полномочиями. Оно  контролирует процесс разработки и  исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве Финансов» (на основании Постановления от 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 года). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.[18]

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.

По результатам  контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в  проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина  РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное  законодательство РФ предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Информация о работе Виды и формы финансового контроля