Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:30, курсовая работа
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………5
1.1 Содержание финансового контроля…………………………………5
1.2 Задачи финансового контроля………………………………………11
Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………………14
2.1. Виды и формы финансового контроля…………………………….14
2.2. Методы финансового контроля…………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ…………………...25
Глава 4.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……...37
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………43
Контроль должен также иметь
правовое и методическое
Под методами финансового контр
К основным этапам финансового контроля относятся:
1 Этап планирования
- установление объекта,
2 Этап – проведение
контроля, т.е. сбор оперативных
данных, которые характеризуют
3 Этап – систематизация
результатов контроля –
4 Этап – происходит
реализация результатов
Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйства и субъектов власти, осуществляющих финансовый контроль, а также ответственность их должностных лиц. Если выявляются нарушения норм права, то существуют разные виды ответственности: административная (увольнение, понижение в должности), гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Помимо этого те, кто работает в органах государственной власти, несет дополнительную ответственность, которая предусмотрена в специальном законодательстве. Если участники процесса контроля не исполняют надлежащим образом свои обязанности, то это влечет применение к ним мер принуждения. Например, наложение штрафов, блокировка расходов, изъятие денежных средств, приостановление каких-то операций. Меры принуждения, выраженные в денежной форме, называются финансовыми санкциями.
Цель применения
финансовых санкций - это сокращение
нарушений и предупреждение нарушений.
Финансовые санкции можно применять
при наличии определенных оснований:
неисполнение закона или решения
о бюджете или нецелевое
1.2. Задачи и функции финансового контроля
Целью финансового контроля
Для
реализации этой цели выделяют
ряд задач финансового
- обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
- обеспечение
устойчивого состояния
- создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового права;
- контроль
за выполнением органами
- повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
-
оперативное выявление
Основу процесса
финансового контроля составляет анализ
предмета или явления с целью
изучения закономерностей его
1) анализ –
включает в себя спектр
2) корректировка
– включает разработку
3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.
В современных
условиях приоритетным направлением является
предупредительная функция, направленная
на профилактику нарушений и злоупотреблений,
совершенствование средств
Глава 2. Виды и методы финансового контроля
2.1. Виды и формы финансового контроля
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
Деятельность органов финансового контроля по контролю за соблюдением финансового законодательства связана с использованием разнообразных видов, средств, приемов и способов финансового контроля. Правильный выбор видов, средств, приемов и способов финансового контроля предопределяет эффективность финансового контроля.
В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований:
1) в зависимости
от времени проведения
Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств[13]. Применительно к исследуемой нами теме следует согласиться с тем, что в практике работы налоговых органов такой контроль носит вспомогательный характер.
Его использование ограничено стадией планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений.
Зарубежные специалисты, обращая внимание на вспомогательный контроль, считают, что контролерам необходимо концентрировать усилия на этапе планирования проведения налоговой проверки, так как он позволяет разделить совокупность подлежащих проверке лиц на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью вероятности[8]. Предварительный контроль призван помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений. Он определяется специалистами «лояльным» по отношению к налогоплательщику, так как зачастую осуществляется через помощь в составлении итогового баланса. В отдельных странах уже доказана его эффективность, поэтому роль превентивного контроля возрастает[9].
Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками[10]. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется межрегиональной государственной налоговой инспекцией.
Что касается последующего
контроля, то он сводится к проверке
финансово-хозяйственных
2) В зависимости от субъектов, государственный, внутрихозяйственный, аудиторский.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.
Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
Цель государственного финансового контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.[18]