Виды и формы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………5
1.1 Содержание финансового контроля…………………………………5
1.2 Задачи финансового контроля………………………………………11
Глава 2. Виды и методы финансового контроля………………………14
2.1. Виды и формы финансового контроля…………………………….14
2.2. Методы финансового контроля…………………………………….20
Глава 3. Организация финансового контроля в РФ…………………...25
Глава 4.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……...37
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

финансы1.doc

— 883.00 Кб (Скачать файл)

      Контроль должен также иметь  правовое и методическое обеспечение.  Правовое обеспечение предусматривает издание правовых актов, регулирующую деятельность контрольных органов и порядок проведения. Кроме того, должны существовать стандарты финансового контроля, т.е. утвержденные компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие нормы, правила по отношению к предмету стандартизации. Должны существовать и исполняться кодексы профессиональной этики. Для контроля необходимы Методические документы, в которых дается разъяснение или рекомендации вопросов организации контроля, приемов проведения отдельных процедур контроля, т.е. разъясняется и описывается процедура, инструкции министерства финансов.

        Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля.         Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

К основным этапам финансового контроля относятся:

1 Этап планирования - установление объекта, определение  целей и задач, определение  форм контроля, определение набора  количественных и качественных  показателей по которым мы намереваемся проводить проверку, оценивать как были реализованы финансовые решения проверяемым субъектом.

2 Этап – проведение  контроля, т.е. сбор оперативных  данных, которые характеризуют состояние  объекта контроля и предварительная оценка этих данных

3 Этап – систематизация  результатов контроля – обобщение  и упорядочивание информации  по определенным критериям и  составление своего отчета проверяющего  о проведенной проверке.

4 Этап – происходит  реализация результатов контроля. Т.е. доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, например, результатом было дочисление налога на прибыль, реализовать-добиться поступления этих сумм в бюджет.[14]

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйства и субъектов власти, осуществляющих финансовый контроль, а также ответственность их должностных лиц. Если выявляются нарушения норм права, то существуют разные виды ответственности: административная (увольнение, понижение в должности), гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Помимо этого те, кто работает в органах государственной власти, несет дополнительную ответственность, которая предусмотрена в специальном законодательстве. Если участники процесса контроля не исполняют надлежащим образом свои обязанности, то это влечет применение к ним мер принуждения. Например, наложение штрафов, блокировка расходов, изъятие денежных средств, приостановление каких-то операций. Меры принуждения, выраженные в денежной форме, называются финансовыми санкциями.

Цель применения финансовых санкций - это сокращение нарушений и предупреждение нарушений. Финансовые санкции можно применять  при наличии определенных оснований: неисполнение закона или решения  о бюджете или нецелевое использование  бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление денежных средств получателю, непредставление финансовой, бухгалтерской или налоговой отчетности, отклонение от уплаты налогов. Все эти основания должны быть отражены в итоговом документе контроля (акт ревизии, акт проверки, заключение по анализу финансово-хозяйственной деятельности).[13]

 

1.2. Задачи  и функции финансового контроля

      Целью финансового контроля является  своевременное выявление отклонений  от параметров финансовых планов  и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

     Для  реализации этой цели выделяют  ряд задач финансового контроля:

- обеспечение  надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение  устойчивого состояния государственных  финансов и финансов хозяйствующих  субъектов;

-   создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового права;

-     контроль  за выполнением органами публичной  власти и хозяйствующими субъектами  финансовых обязательств;

-      повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

-      оперативное выявление резервов  повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение  недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.[17]

Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью  изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности  использования во всех сферах хозяйственной деятельности. Отсюда можно выделить основные функции финансового контроля:

1) анализ –  включает в себя спектр действий  по анализу, изучению исполнения  действующего законодательства  в части использования средств  государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка  – включает разработку предложений  по устранению выявленных нарушений  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий и организаций, других  субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных  условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.[19]

 

Глава 2. Виды и методы финансового контроля

 

2.1. Виды  и формы финансового контроля

 

 В мировой   практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская  и французская. Если в англосаксонской  модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

Деятельность  органов финансового контроля по контролю за соблюдением финансового  законодательства связана с использованием разнообразных видов, средств, приемов  и способов финансового контроля. Правильный выбор видов, средств, приемов  и способов финансового контроля предопределяет эффективность финансового контроля.

В теории финансового  права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований:

1) в зависимости  от времени проведения налогового  контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Известно, что  предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому  позволяет предупредить нарушение  финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств[13]. Применительно к исследуемой нами теме следует согласиться с тем, что в практике работы налоговых органов такой контроль носит вспомогательный характер.

Его использование  ограничено стадией планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

Зарубежные специалисты, обращая внимание на вспомогательный  контроль, считают, что контролерам необходимо концентрировать усилия на этапе планирования проведения налоговой проверки, так как он позволяет разделить совокупность подлежащих проверке лиц на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью вероятности[8]. Предварительный контроль призван помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений. Он определяется специалистами «лояльным» по отношению к налогоплательщику, так как зачастую осуществляется через помощь в составлении итогового баланса. В отдельных странах уже доказана его эффективность, поэтому роль превентивного контроля возрастает[9].

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками[10]. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется межрегиональной государственной налоговой инспекцией.

Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа  отчетов и балансов, а также  путем проверок и ревизий непосредственно  на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля[10]. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки[11]. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;[3]

2) В зависимости от субъектов, государственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

Государственный финансовый контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

 Следовательно,  объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Цель  государственного финансового контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный  финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский    контроль  представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.[18]

Информация о работе Виды и формы финансового контроля