Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:00, курсовая работа
Для целей теоретического моделирования современный финансовый рынок можно рассматривать как открытую экономическую систему, функционирование которой определяется влиянием большого количества экзогенных и эндогенных факторов. Это обстоятельство обусловливает рискованность финансовых операций, связанную как с конъюнктурой мирового финансового рынка, так и с состоянием финансового сектора национальной экономики. Динамика показателей финансового рынка, в том числе и рыночных процентных ставок, характеризуется, с одной стороны, наличием долговременных тенденций и инерционностью процессов, а с другой стороны - локальными по времени колебаниями, вызванными неожиданными изменениями экзогенных факторов, что отражается на степени изменчивости рыночных показателей.
.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК……………………………………………4
1.1. Общая характеристика финансового рынка Российской Федерации…….4
1.2. Государственное регулирование финансового рынка РФ…………………9
1.3. Стратегии развития финансового рынка России………………………….13
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА…………………...18
2.1. Влияние ставки рефинансирования на уровень рыночных процентных ставок……………………………………………………………………………..18
2.2 Влияние ожиданий участников рынка на динамику процентных ставок.20
2.3. Результаты проведенного анализа………………………………………....21
2.4. Модели динамики рыночных ставок…………………………………...…23
2.5. Влияние финансового кризиса на механизмы ценообразования на кредитно-депозитном рынке……………………………………………………25
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ……………………………………………………………………...26
3.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа……………………………………………………………………...…26
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
Банки РФ объединяют две основных ассоциации - Ассоциация региональных банков «Россия», созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.
СРО в страховом деле еще только предстоит создать. Список объединений субъектов страхового дела, составленный ФССН на 1 марта 2006 г., включает 80 ассоциаций и союзов. Самый крупный из них - Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.
В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. В сфере финансового рынка единственным является Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г.
Закон сдержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривается осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг — либо нанести ущерб их деловой активности.
Законом не допускаются и признаются недействительными соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.
Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.
В Собрании законодательства Российской Федерации № 3 от 19 января 2009 г. опубликована Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Работа над этой Стратегией проходила в течение всего 2008 года, и активное участие в ее подготовке приняли государственные органы и профессиональное сообщество участников финансового рынка. Направления государственной политики в области финансового рынка определены на ближайшее десятилетие, при этом непосредственная реализация мер, предусмотренных в Стратегии, должна обеспечиваться в течение 2011–2012 годов.
В настоящее время к
Примерно весной 2008 года вниманию всего профессионального сообщества участников финансового рынка и государственных регуляторов финансового рынка ФСФР России представила Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008–2012 годы и на долгосрочную перспективу. Этот Доклад, включающий в себя 12 приоритетных задач развития финансового рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе, был опубликован на сайте ФСФР России в сети Интернет, многократно обсуждаем в среде органов исполнительной и законодательной власти, Банка России и участников финансового рынка. В результате его рассмотрения Правительство Российской Федерации в апреле 2008 года дало соответствующее поручение ФСФР России разработать проект Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года. Согласовательная работа с ведомствами – Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России шла сравнительно недолго – с сентября по декабрь: существовала общая заинтересованность в скорейшей выработке основных направлений государственной политики в области развития финансового рынка. И, наконец, 29 декабря 2008 года распоряжением № 2043-р Стратегия была утверждена.
Ныне принятой Стратегии развития финансового рыка предшествовала аналогичная Стратегия, принятая летом 2006 года. Многие из намеченных в ней мер остались нереализованными. Вместе с тем ФСФР России и другие заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти продолжают вести активную согласовательную работу по большинству законопроектов, направленных, в том числе:
- на противодействие
- на регламентацию деятельности бирж и торговых систем,
- на централизацию учетной системы финансового рынка,
- на совершенствование
клиринговых процедур и
Суммируя результаты реализации Стратегии 2006 года, оказалось, что за 2006–2008 годы принято в целом 5 федеральных законов из 25 запланированных:
- изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», касающиеся установления порядка эмиссии и обращения биржевых облигаций, а также российских депозитарных расписок;
- изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты, направленные на перестроение системы инвестирования с использованием паевых инвестиционных фондов, обеспечение широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов, введение понятия «квалифицированный инвестор», защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, а также усиление надзора за их деятельностью со стороны ФСФР России;
- изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг;
- изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, послужившие импульсом для качественного роста объемов сделок с производными финансовыми инструментами, и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.
Стратегией развития финансового рынка до 2020 года определено завершить принятие находящихся в работе законопроектов, особенно касающихся построения системы пруденциального надзора за участниками финансового рынка и компенсационных схем для инвесторов.
Целью Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра. Для ее достижения за ближайшее десятилетие предполагается не только решить ряд задач: повысить емкость и прозрачность финансового рынка, обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры, сформировать благоприятный налоговый климат для его участников, усовершенствовать правовое регулирование на финансовом рынке, но и достичь целевых показателей развития финансового рынка, которые в несколько десятков раз должны быть выше существующих сейчас показателей, резко изменившихся с учетом последствий общемирового финансового кризиса. Постановка такого рода цели, задач и показателей обусловлена несколькими явлениями на мировых финансовых рынках: ростом экспансии финансовых институтов из существующих мировых финансовых центров на развивающиеся финансовые рынки, сокращением независимых и полноценных финансовых рынков и вхождением их в более крупные финансовые центры: Нью-Йорк, Лондон и т.д.
Несмотря на продолжающийся финансовый кризис, государство намерено идти до конца в достижении цели и показателей, в решении ряда задач посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка. Для этого Минэкономразвития России подготовило Концепцию создания международного финансового центра в Российской Федерации, рассмотренную на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля текущего года, и предусматривающую меры не только нормативного характера (принятие пакета федеральных законов и постановлений Правительства РФ), но и меры, направленные на построение качественно новой социальной и бизнес инфраструктуры в Москве. Контроль и надзор за реализацией этой Концепции будет осуществляться специальной Правительственной комиссией.
В таблице, прилагаемой
к стратегии (табл.1), приведены
целевые показатели развития
финансового рынка. В
Разработчики стратегии
признают, что эти цифры выглядят
очень амбициозными, но отмечают,
что цели в долгосрочной
Таблица 1 «Целевые показатели развития финансового рынка»
Основные показатели стратегии развития финансового рынка |
На 1 января 2011 г. |
2020 г. |
Капитализация публичных компаний, трлн руб. |
32,3 |
170 |
Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, % |
97,8 |
104 |
Биржевая торговля акциями, трлн руб. |
31,4 |
240 |
Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, % |
95,1 |
146 |
Стоимость
корпоративных облигаций в |
1,2 |
19 |
Соотношение стоимости корпоративных
облигаций в обращении к |
3,6 |
12 |
Активы инвестиционных фондов, трлн руб. |
0,8 |
17 |
Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн руб. |
0,6 |
12 |
Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, % |
4,2 |
18 |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн руб. |
0,7 |
3 |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн человек |
0,8 |
20 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % |
- |
12 |
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ
РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК РОССИЙСКОГО
ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА
Процентный канал денежной трансмиссии отражает влияние инструментов Банка России на объем денежной массы и динамику рыночных процентных ставок. Одним из таких инструментов является ставка рефинансирования, изменение которой воспринимается участниками рыночных отношений как проявление монетарной политики Центрального банка.
Изменение ставки рефинансирования, как правило, осуществляется Банком России с целью согласования номинальных процентных ставок с уровнем инфляции, а также воздействия на параметры денежного обращения и валютный курс. Повышение ставки приводит к «удорожанию» денег, снижению спроса на централизованные кредиты и «сжимает» размеры денежного обращения, что, в свою очередь, должно приводить к укреплению национальной валюты. В долгосрочном периоде ставка рефинансирования выступает в роли якоря для рыночных процентных ставок и оказывает влияние на объемные показатели кредитно-депозитных операций коммерческих банков.
Схему процентного канала денежной трансмиссии в общем виде можно представить следующим образом
где iref – ставка рефинансирования Банка России, i – уровень рыночных процентных ставок, I – инвестиции, D – спрос, Infl – инфляция.
Подверженность рыночных процентных ставок влиянию изменений Банком России ставок по своим операциям в данной работе оценивается на основе результатов теста Гранжера (Granger causality test) на наличие связи между переменными, в качестве которых выступают ставка рефинансирования и номинальные процентные ставки по кредитам и депозитам реального сектора экономики (население и нефинансовые организации), рассчитанные на основе данных российских коммерческих банков, за исключением ОАО «Сбербанк России»2.
Для проведения расчетов была использована информация о динамике краткосрочных (операции на срок до 1 года) и долгосрочных (операции на срок свыше 1 года) процентных ставок, сложившихся на временном интервале с мая 2003 г. по май 2008 года.
В основе теста Гранжера лежит предположение о том, что между взаимосвязанными событиями всегда существует временное запаздывание: если переменная x влияет на переменную y, то изменения х должны предшествовать изменениям y, но не наоборот . Проведение данного теста предполагает построение моделей векторной авторегрессии (VAR) для каждой пары переменных
Информация о работе Влияние процентной ставки Банка России на финансовый рынок