Влияние рынка ценных бумаг на состояние в экономике и участие предприятий в деятельности фондовых бирж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать российскую фондовую биржевую систему. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
определить основных участников российской биржевой системы и в том числе: дать определении биржи, раскрыть ее сущность, рассмотреть роль бирж в экономической системе и правовое поле деятельности бирж;
провести анализ российского биржевого рынка, в том числе: Московской Межбанковской Валютной Биржи (далее ММВБ), как крупнейшую универсальную биржу России, выделить основные направления ее деятельности и рассмотреть показатели этой деятельности, рассмотреть Российскую Торговую Систему (далее РТС), дать общую характеристику и выделить основные тенденции в российской биржевой системе;
рассмотреть поведение конкретного предприятия на бирже, произвести необходимые расчёты и показать, для чего предприятия размещают свои ценные бумаги на рынке ценных бумаг;
сформулировать выводы и заключение по проделанной работе.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика рынка ценных бумаг и биржевых систем 5

1.1. Рынок ценных бумаг: основные положения и сущность 5

1.2. Биржи и биржевые системы 8

1.3. Значение рынка ценных бумаг и фондовых бирж в экономической системе 11

Глава 2. Российская биржевая система и участие предприятия 13

2.1. Общая характеристика главных бирж России 13

2.2. Участие предприятий в деятельности фондовых бирж 16

2.2.1. Капитализация 16

2.2.2. Аналитические показатели 20

2.2.3. Планирование и финансовые решения 24

2.2.4. Выбор момента выхода компании на фондовый рынок 26

Заключение 28

Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Влияние рынка3.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  величину капитализации компании ОАО  «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС»):

Так компания имеет только обыкновенные акции, то её капитализация на ММВБ составит (данные на 21.05.2010):

Cap = 1 993 326 138 шт. * 233,98 руб. = 466,39845 млрд. руб.

Величина  капитализации корпорации во многом зависит от величины акций во free-float (Это акции, которые находятся на открытом рынке и переходят из рук в руки) и ликвидности (возможность акции быстро и без убытка для инвестора превратиться в деньги) собственных акций.

 

 

Free-float компании ОАО «МТС» составляет на данных момент 0.05.

Если  величина акций во free-float незначительна, то у компании может оказаться достаточно средств, чтобы провести одну или несколько единичных сделок и таким образом манипулировать ценой акции. Следовательно, величина реальной рыночной стоимости компании может быть не вполне достоверной. Рост или падение цен на акции может произойти в результате агрессивных сделок третьих лиц (допустим, враждебно настроенных конкурентов, нацеленных на поглощение компании), поэтому капитализация корпорации, у которой низкий free-float, попадает в зависимость не только от конъюнктуры фондового рынка, но и от манипуляции ценами со стороны недобросовестных конкурентов.

Таким образом, низкая доля акций во free-float увеличивает риски волатильности (показатель, характеризующий степень изменчивости цены ценной бумаги относительно ее среднего значения за определенный период времени) цены акции и капитализации российских корпораций.

По ликвидности российский рынок ценных бумаг серьезно уступает ликвидности фондовых рынков экономически развитых стран.

Ликвидность российского  рынка акций ограничивается акциями 10—15 компаний. По ликвидным акциям возможности манипулирования ценой затруднительны. Можно предположить, что только такие акции обладают реальной рыночной ценой, а, следовательно, и рыночной капитализацией. При управлении капитализацией финансовому менеджеру важно помнить, что ликвидность является показателем, определяющим качество ее расчета. Так, если акции компании неликвидны, то и расчет капитализации не может быть признан корректным, поскольку рыночная цена акций волатильна и может резко меняться от одной единичной сделки к другой.

 

 

2.2.2. Аналитические показатели

Будем рассматривать дальше деятельность из ведущих компаний России ОАО «МТС» из-за высокой ликвидности её акций.

Основная информация:

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором мобильной связи в России и  странах СНГ. Вместе со своими дочерними  предприятиями компания обслуживает 81,97 миллиона абонентов. Сегодня МТС  предоставляет абонентам полный спектр услуг мобильной связи  в 83 регионах России и странах СНГ (Армения, Украина, Белоруссия, Узбекистан и Туркменистан). В России в сети МТС установлено более 16 000 базовых  станций, на Украине — более 4500, в  Белоруссии — более 1000. GPRS-роуминг  МТС доступен в 97 странах. Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система», которая владеет 52,8% акций сотового оператора. 46,7% акций находятся в  свободном обращениию.

В 2008 году бренд МТС вошел  в число ста лидирующих мировых  брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и международным исследовательским  агентством Millward Brown. Третий год подряд Standard&Poor’s называет МТС наиболее информационно прозрачной компанией  в России.Во втором квартале 2008 года выручка Группы МТС выросла на 34% в годовом исчислении до $2,635 миллиарда, показатель OIBDA вырос на 32% по сравнению  со вторым кварталом 2007 года до $1,349 миллиарда (маржа OIBDA составила 51,2%). .Чистая прибыль  выросла на 30% в годовом исчислении до $659 миллионов.

 

 

Рассмотрим несколько важнейших показателей на фондовой бирже:

Удельный  вес ценной бумаги

Удельный вес ценной бумаги является показателем, характеризующим  долю отдельной ценной бумаги в суммарной  капитализации ценных бумаг, составляющих базу расчета индекса. Расчет удельного веса ценных производится ежедневно по окончании торгов в ЗАО «ФБ ММВБ».

Удельный вес ценной бумаги рассчитывается по следующей формуле:

 

Где:

 

Обозначения:

Weightki – доля i-й ценной бумаги в суммарной капитализации ценных бумаг, составляющих базу расчета индекса;

Capki – рыночная капитализация i-ой ценной бумаги, в дату расчета индекса;

Pki – цена i-ой ценной бумаги, включенной в базу расчета индекса, используемая при расчете соответствующего индекса, на конец k-го торгового дня;

Qki – объем эмиссии i-ой ценной бумаги (в штуках);

FFki – доля капитализации ценной бумаги, свободно обращающаяся на вторичном рынке (используется только при расчете удельного веса акций, составляющих базу расчета Индекса ММВБ).

По состоянию на 26.02.2010 удельный вес акций МТС в индексе  РТС составил 1,05%.

 

Волатильность

Волатильность – показатель, характеризующий степень изменчивости цены ценной бумаги относительно ее среднего значения за определенный период времени. Данный показатель играет важную роль в задачах оценки потенциального риска и доходности инвестиций. Наиболее полезным, с точки зрения оценки потенциального риска и доходности инвестиций, является показатель прогнозируемой волатильности. Прогнозируемая волатильность представляет собой оценку будущей волатильности цены ценной бумаги на определенном временном горизонте. В основе метода расчета прогнозируемой волатильности лежит предположение о масштабной инвариантности отклонений цен ценных бумаг от средних значений.

В качестве оценки 90—дневной волатильности выступает значение прогнозируемой волатильности на 90—дневном временном горизонте, рассчитанное на основе простой однодневной волатильности. Расчет показателя волатильности производится ежедневно по окончании торгов в  ЗАО «ФБ ММВБ».

Значение волатильности  рассчитывается по следующей формуле:

Где:

Обозначения:

δ90i – волатильность на 90—дневном временном горизонте i-й ценной бумаги;

δ1i – волатильность на 1—дневном временном горизонте i-й ценной бумаги;

Pki – цена i-ой ценной бумаги, включенной в базу расчета индекса, используемая при расчете соответствующего индекса, на конец k-го торгового дня;

ΔPki – относительное изменение цены i-й ценной бумаги в k-й торговый день;

ΔPi – среднее значение относительных изменений цен i-й ценной бумаги за рассчитываемый период;

N – количество дней в расчетном периоде (N = 50).

На данный момент волатильность  достигла больших размеров в связи  с падением европейской валюты по отношению к доллару США, что  привело к падению фондовых рынков. Поэтому инвесторы предпочитают в настоящий  момент избегать рискованных  активов.

 

Так, например, МТС отложило размещение евробондов на сумму 1,2 млрд долларов. "Они упустили "окно" и не хотят переплачивать из-за того, что спекулянты играют против евро", - сказал агентству один из фондовых управляющих Reuters. Другой источник из банковской индустрии заявил, что МТС, вероятнее всего, вернется к размещению еврооблигаций, как только волатильность на рынках утихнет. "ОАО "МТС" всегда говорило о том, что решение о сроках выпуска будет зависеть от конъюнктуры рынка", - сказала представитель МТС Елена Кохановская.

В марте 2010г. ОАО "МТС" сообщало, что может разместить в 2010г. евробонды  на сумму до 1 млрд долл. На этой неделе источники в банковских кругах сообщили, что МТС планирует разместить 10-летние еврооблигации, номинированные в долларах США. Road-show (элемент практической подготовки компании-эмитента при выпуске её ценных бумаг облигации, акции, и т. д., в том числе при первичном публичном размещении (IPO)) еврооблигаций началось 18 мая 2010г. В качестве лид-менеджеров были названы Bank of America-Merrill Lynch, Credit Suisse и Royal Bank of Scotland.

19 мая международное рейтинговое  агентство Fitch Ratings присвоило планируемому  выпуску еврооблигаций МТС на  сумму до 1,2 млрд долл. ожидаемый  рейтинг в иностранной валюте  на уровне BB+. По информации Fitch, ноты  участия в кредите (LPN) сроком  обращения до 15 лет будут выпущены  специальным юридическим лицом  (SPV) MTS International Funding Limited, зарегистрированным  в Ирландии.

2.2.3. Планирование и финансовые решения

Процесс планирования и организации эмиссионных  операций базируется на финансовых решениях корпорации. Финансовые решения — это выбор источников финансирования будущих проектов, изменение структуры задолженности (пассивов) корпорации.

Принимая  финансовые решения, менеджер не только оценивает возможность привлечения  средств на фондовом рынке, но и анализирует всю совокупность альтернативных источников финансирования, которые представлены на рисунке.

 

Планируя эмиссионные  операции, менеджмент компании определяет цель эмиссии, проводит анализ финансового состояния предприятия, изучает конъюнктуру фондового рынка. Осуществляя выход корпорации на фондовый рынок, менеджер принимает решения по инвестированию и финансированию и управляет структурой капитала компании.

При разработке стратегии выхода на фондовый рынок важно определиться по следующим позициям:

  • являются ли решения по инвестированию и финансированию корпорации связанными между собой;
  • существует ли система предпочтений — иерархия выбора источников финансирования — и есть ли оптимальная структура капитала;
  • каковы основные критерии, которые следует использовать для выбора оптимальной структуры капитала.

Решения по инвестированию и финансированию. Инвестиционные решения определяют те активы корпорации, рост которых увеличит доход акционера, т.е. выбор наиболее эффективных с точки зрения стратегических целей компании инвестиционных проектов. Компания создает стоимость, когда возврат по инвестициям превышает стоимость капитала. Стоимость капитала определяется в процессе принятия финансовых решений, связанных с выбором источников финансирования инвестиционных проектов.

Решения по финансированию, в конечном счете, определяют стоимость источников, привлекаемых для финансирования новых инвестиционных проектов.

Если  рынок функционирует настолько  эффективно, что всегда отражает в  стоимости фондовых активов на рынке (рыночной цене) их инвестиционную ценность (справедливую, инвестиционную, истинную стоимость), то утверждение о том, что менеджер может принимать инвестиционные и финансовые решения независимо друг от друга, будет справедливо.

На эффективном рынке цена ресурсов, привлекаемых с фондового рынка, и цена ресурсов, размещаемых на нем, точно соответствуют тому количеству риска, который возникает в результате этих операций. В этом случае менеджер имеет возможность анализировать финансовые решения отдельно от инвестиционных. На качество финансового управления не повлияет изменение структуры капитала корпорации.

Если  рынок не является эффективным, то выбор источников финансирования влияет на цену корпорации. Следовательно, инвестиционные и финансовые решения на таком рынке должны приниматься взаимосвязанно.

 

2.2.4. Выбор момента выхода компании на фондовый рынок

"Теория  окон возможностей" (windows of opportunity theory) утверждает, что на рынке  потенциально могут сложиться  различные ситуации и для каждой  из них должна быть своя  характерная иерархия источников  финансирования, основанная на стоимости  этих источников. Акционерное общество, делая выбор между выпуском  долевых и долговых ценных бумаг, ориентируется прежде всего на соответствующие издержки выпуска в данный момент времени. Для оценки способности рынка воспринимать предлагаемые первичные размещения акций используется понятие "рыночное окно" (windows of opportunity), которое то "открывается", то "закрывается" в зависимости от состояния фондового рынка. Так, в условиях благоприятной конъюнктуры, когда спрос на "бумаги" растет, рынок становится "горячим", поскольку ценные бумаги активно покупаются. Таким образом, анализ конъюнктуры фондового рынка является необходимым для повышения эффективности эмиссионных операций. В ходе этого анализа:

  • оценивается готовность рынка к данному предложению ценных бумаг конкретного эмитента;
  • определяется благоприятный момент размещения на биржевом или небиржевом рынке.

В 2007—2008 гг. более 100 российских эмитентов  заявили о своих намерениях выйти  на рынок IPO. Однако эти намерения  были отложены на неопределенный срок из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Кризис 2008 г. закрыл "окна возможности" для любых размещений — как акций, так и облигаций (такая ситуация была описана на примере МТС выше).

Прямым  следствием глобального кредитного кризиса является рост стоимости  инвестиционных ресурсов как в России, так и во всем мире. Доходность облигаций  компаний второго эшелона выросла  почти вдвое, при том, что сама возможность размещения сузилась еще больше. Резкий рост стоимости инвестиционных ресурсов снижает возможности компаний по их привлечению и, следовательно, тормозит общий рост инвестиций в стране. Хотя до мая 2008 г. общий объем инвестиций в России продолжал расти более чем на 20% в год, этот рост, скорее всего, был инерционным, так как в июне 2008 г. он снизился до 9,9% — минимального уровня более чем за два года. Так или иначе, это должно затормозить общий экономический рост в России, и роста более чем 8%, который наблюдался в конце 2007 — начале 2008 г., скорее всего уже не последует.

 

Заключение

Проведём анализ проделанной работы: был описан в целом рынок ценных бумаг и устройство бирж, в частности  российских фондовых бирж. Были рассмотрены участники рынка ценных бумаг, механизм работы и определено значение его в экономической системе.

Информация о работе Влияние рынка ценных бумаг на состояние в экономике и участие предприятий в деятельности фондовых бирж