Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 01:30, курсовая работа
Состоит из 3 глав: первая-общая характеристика внебюджетных фондов, вторая глава-внебюджетные фонды РФ: виды, роль и назначение, третья - перспективы совершенствования деятельности внебюджетных фондов
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость внебюджетных фондов социального назначения в бюджетной системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;
- рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов;
- описать функции, доходы и расходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования;
- изучить современные проблемы функционирования этих фондов.
Внебюджетные фонды
– специфическая форма
Актуальность темы исследования определяется необходимостью реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Объектом исследования являются внебюджетные фонды в целом, а предметом – внебюджетные фонды социального назначения и механизм их функционирования, так как с момента своего создания они занимают ведущую позицию.
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость внебюджетных фондов социального назначения в бюджетной системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;
- рассмотреть пути
создания, источники формирования
и особенности внебюджетных
- описать функции, доходы и расходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования;
- изучить современные
проблемы функционирования
Достижение основной цели и решение задач осуществляется при помощи таких методов как анализ, синтез и сравнение.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой части раскрыто понятие внебюджетных фондов, рассмотрены пути создания, источники формирования, особенности внебюджетных фондов. Также приведена их классификация, определены функции и роль внебюджетных фондов. Вторая часть – практическая. Она посвящена вопросам, связанным с функционированием внебюджетных фондов социального назначения в России. В третьей части описаны современные проблемы внебюджетных фондов и пути их решения, а также перспективы совершенствования деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации.
Список использованной литературы включает 16 источников. К ним относятся нормативно-правовые акты, различные учебные пособия, статьи из журнала «Финансы».
1. Общая характеристика внебюджетных фондов
В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением [11, с.432].
Внебюджетные фонды создаются двумя путями [8, с.145]:
1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;
2) формирование фондов с собственными источниками доходов.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются [8, с.146]:
1) специальные налоги и сборы;
2) бюджетные средства.
Эти средства переводятся во
внебюджетные фонды в виде
субсидий и субвенций либо
в форме отчислений от
3) заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов.
Система финансов – это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений [11, с.35].
Система финансов включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы [8, с.94]. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделять их на подсистемы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы домохозяйств и финансы организаций. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов (Приложение 1).
Внебюджетные фонды
как часть сферы
Организация функционирования
внебюджетных фондов находится в
ведении государственных
Особенностями внебюджетных фондов является то, что они [11, с.432]:
- вводятся органами
государственной власти и
- их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет. Создание внебюджетных фондов, расходы которых дублируют расходы бюджета, экономически неэффективно, так как, во-первых, при этом происходит распыление средств, во-вторых, увеличиваются расходы на управление этими фондами;
- фонды формируются
преимущественно за счет
- страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
- средства фондов являются
государственной
- средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правление фонда);
- из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Итак, внебюджетные фонды
выступают самостоятельным
1.2 История возникновения внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения.
В системе финансов бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав государственного бюджета СССР.
В начале 90-х годов в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия [12, с.215]:
1) дезинтеграция бывшего
СССР в 1991 г. с разрывом экономических
связей между бывшими
2) системный экономический
и политический кризис, сопровождавшийся
сокращением национального
3) кризис платежеспособности
российских предприятий и
4) социально-демографический
кризис – депопуляция
С учетом опыта европейских государств, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Будучи автономными от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства.
Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом [12, с.215]:
1) обеспечение целевого
использования мобилизованных
2) гарантия возможности
оперативного анализа и
3) возможность гибкого
управления финансовыми
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Это очень важно, так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам – это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (8 июля 1993 г., был упразднен в 2001 г.) [12, с.217].
Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления. Появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства, в которых аккумулировались средства для финансирования отдельных мероприятий и программ, имеющих важное экономическое значение для общества на данный период времени. В 1994 г. таких фондов насчитывалось более 40 [11, с.34].
В российской действительности концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному их применению. Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была проведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральный бюджет РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения.
Таким образом, в настоящее время в России функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.
1.3 Классификация, источники формирования и роль внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп [8, с.146]:
1) внебюджетные фонды
социального назначения (для финансирования
социальных расходов – выплаты
Информация о работе Внебюджетные фонды РФ как часть финансовой системы