Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:27, дипломная работа
Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставила перед собой является следующее:
Во-первых, проследить причины образования внебюджетных фондов;
Во-вторых, рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены;
Введение. 4
Глава 1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. 7
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения. 7
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи. 12
1.2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 13
1.2.2. Фонд социального страхования РФ. 16
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования. 19
Глава 2. Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ. 22
2.1. Сущность, проблемы и перспективы развития ЕСН. 22
2.2. Пенсионная реформа, её сущность, проблемы введения. 30
2.3. Анализ функционирования ФОМС. 35
Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения. 42
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 42
3.2. Фонд обязательного медицинского страхования. 47
3.3. Фонд социального страхования. 50
Заключение. 53
Список использованной литературы. 55
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4
Глава 1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. 7
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения. 7
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи. 12
1.2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 13
1.2.2. Фонд социального страхования РФ. 16
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования. 19
Глава 2. Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ. 22
2.1. Сущность, проблемы и перспективы развития ЕСН. 22
2.2. Пенсионная реформа, её сущность, проблемы введения. 30
2.3. Анализ функционирования ФОМС. 35
Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения. 42
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 42
3.2. Фонд обязательного медицинского страхования. 47
3.3. Фонд социального страхования. 50
Заключение. 53
Список использованной литературы. 55
Внебюджетные фонды - один из методов
перераспределения
Переход
к рынку изменил содержание хозяйственного
механизма в стране, организационные
структуры отдельных его
Прежняя хозяйственная система
аккумулировала в Государственном
бюджете практически все
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставила перед собой является следующее:
Во-первых, проследить причины образования внебюджетных фондов;
Во-вторых, рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены;
В-третьих, проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе.
И, наконец, определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.
История возникновения внебюджетных
государственных фондов связана
с развитием специальных видов
правительственной
В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась совершенно иная система осуществления государственных расходов. Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.
Впервые целевые бюджетные
фонды стали создаваться в
Российской Федерации в период перехода
страны на новые экономические отношения
на основе Закона РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года.
Главная причина их создания –
необходимость выделения
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Фонд социального страхования
(ФСС) был создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе
социального страхования и
Фонд
обязательного медицинского страхования
(ФОМС) предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования созданы
Федеральный и территориальный
фонды обязательного
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный фонд, фонды
обязательного медицинского страхования
и социального страхования
Область
перераспределения бюджетных
Но условий
для экономической
Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов
используются для
- формируются в основном
за счет обязательных
- страховые взносы в
фонды и взаимоотношения,
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств
из фондов осуществляется по
распоряжению Правительства
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.