Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:27, дипломная работа
Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставила перед собой является следующее:
Во-первых, проследить причины образования внебюджетных фондов;
Во-вторых, рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены;
Введение. 4
Глава 1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. 7
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения. 7
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи. 12
1.2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 13
1.2.2. Фонд социального страхования РФ. 16
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования. 19
Глава 2. Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ. 22
2.1. Сущность, проблемы и перспективы развития ЕСН. 22
2.2. Пенсионная реформа, её сущность, проблемы введения. 30
2.3. Анализ функционирования ФОМС. 35
Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения. 42
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 42
3.2. Фонд обязательного медицинского страхования. 47
3.3. Фонд социального страхования. 50
Заключение. 53
Список использованной литературы. 55
Беспокоит и то, что на именные пенсионные карточки реальные накопленные деньги поступят лишь в 2003 году, до этого граждане РФ не будут иметь никакой информации о своих счетах. По словам Михаила Дмитриева, средства, которые будут собраны в течение 2002 года, в силу технических причин могут быть закреплены за конкретными плательщиками пенсионных взносов только к середине 2003 года. Это связано с довольно-таки сложной процедурой их регистрации. До этого времени ни сами граждане, ни Пенсионный фонд РФ не будут обладать информацией о том, сколько взносов на накопления имеется у каждого отдельного гражданина.
Только с середины 2003 года каждый пенсионер сможет самостоятельно выбирать инвестиционный портфель, в который будут направляться средства, накопленные им за предыдущий год. При этом с 2004 года каждый человек сможет направлять свои средства в негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, если пенсионер хочет получать более высокий доход при более высоких рисках, он сможет вкладывать средства в негосударственные управляющие компании. Если же он выберет более консервативный вариант в лице государственного ПФР, то его риски будут минимизированы при одновременном снижении доходности бумаг.
Предприниматели полагают, что государству дано слишком много полномочий по введению на инвестирование пенсионных средств. С одной стороны, пенсионеру вроде бы разрешается самостоятельно выбирать объект инвестирования своих сбережений, а с другой стороны, строго оговаривается перечень разрешенных для этого активов.
Государство формирует некоторое количество практически безрисковых инвестиционных портфелей, куда гражданин посредством специального уполномоченного органа может направлять свои сбережения. Существует закрытый список разрешенных к инвестированию активов, который включает федеральные ценные бумаги, акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги иностранных компаний и государств. Также в законе прописан перечень активов, в которые запрещено размещать средства пенсионных накоплений. Это, прежде всего, векселя и производные ценные бумаги. Здесь также необходимо отметить, что государственные ценные бумаги будут являться приоритетным элементом любого инвестиционного портфеля. А в ценные бумаги иностранных эмитентов можно будет разместить лишь не более 20% всех пенсионных накоплений.[9.c.55]
Другая
важная тема - выбор негосударственных
структур – страховщиков по обязательному
накопительному страхованию. В первую
очередь это, как отмечено выше, негосударственные
пенсионные фонды – специализированные
финансовые институты социальной защиты,
исключительным видом деятельности,
которых является организация негосударственного
пенсионного обеспечения. Исходя из
социального характера
Безусловно,
что для обеспечения более
широкого выбора схем необходимо привлечение
и иных финансовых структур, как
страховые организации и т.д.,
но необходима детальная доработка
существующего
Осуществление
мер по минимизации рисков привлечения
негосударственных структур в систему
обязательного пенсионного
Однако готовы ли граждане к выбору, смогут ли они воспользоваться им? И здесь утвердительный ответ получить сложно. Большинство населения все-таки привыкло доверять государственным институтам, хотя нередко и они кидали своих граждан на произвол судьбы.[10.c.9]
В настоящее
время государственные
В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных условиях (Выполнение обязательств государственного бюджета по взносам на ОМС, привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых ресурсов для обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет недостаточно. При этом важно учитывать, что чрезмерные обязательства государства ведут к деформации экономических отношений в отрасли, поскольку в условиях несбалансированности программ ОМС ограничиваются возможности полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и ЛПУ, а значит, и повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи. Тем самым нарушается важнейшее условие осуществления реформы здравоохранения - предсказуемость поступлений финансовых ресурсов.
Не менее очевиден и отрицательный
социальный и политический эффект чрезмерной
декларативности
Чтобы избежать
чрезмерной декларативности обязательств
по базовой программе ОМС, она
должна рассчитываться как минимальный
социальный стандарт в виде минимального
норматива финансирования на одного
жителя. Этот норматив должен быть ориентиром
для расчета территориальной
программы ОМС на уровне субъекта
федерации. Иначе говоря, каждая территория
должна иметь свою базовую программу
в размере минимальных
Одной из наиболее острых проблем
обязательного медицинского страхования
является то, что при поступлении
средств ОМС в систему
Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.
Внедрение системы ОМС
практически на всех территориях
отмечается неоправданно большим разнообразием
моделей страхования. Это объясняется
главным образом
Результаты сборов страховых
взносов и наличие
Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.
Еще одна острая проблема –
это проблема достоверности информации
о поступлении и расходовании
государственных средств
В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо: во-первых, исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным; во-вторых, в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС; в-третьих, разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.[13.]
По сравнению с прошлым годом количество поступлений в ФСС возросло в 1,67 раза, что произошло благодаря увеличению поступлений страховых взносов и налоговых платежей, которые увеличились на 71,1%, остальные статьи доходов (финансирование из федерального бюджета, реализация путевок, вклады на депозит и пр.) в целом по сравнению с предыдущим годом практически не изменились. Увеличение доходной части повлекло и увеличение расходов фонда. Их прирост составил 59,5%. Среди всех расходов фонда приоритетным является выплата пенсий и пособий. Их финансирование возросло на 66,9%. На втором месте находится финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию. Эти расходы увеличились на 67,5%. Финансирование исполнительной дирекции также увеличилось, и по сравнению с предыдущим годом составило 142%. Несмотря на значительные улучшения, в функционировании фонда социального страхования все-таки существуют некоторые проблемы, которые мы рассмотрим ниже.[11.]
В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай.
Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в фонд – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.
Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.
К сожалению, на данный момент
нет готовых программных
Совершенствование системы
социального страхования
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения; Фонд обязательного
медицинского страхования – для
обеспечения стабильности государственной
системы ОМС; Фонд социального страхования
– для обеспечения