Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ в реализации государственной социальной политики. Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить систему законопроектов РФ по государственным внебюджетным фондам.
Рассмотреть состав и правовое регулирование государственных внебюджетных фондов;
Изучить порядок формирования государственных внебюджетных фондов;
Выявить направления финансирования расходов государственных внебюджетных фондов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ, ИХ СОСТАВ И5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТ 5
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.3 ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 8
1.4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 9
1.5 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ - ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 11
1.6 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
1.7 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. 14
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 15
2.1 ПУТИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 15
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ17 ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 17
3.1 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 17
3.2 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО 18
СТРАХОВАНИЯ РФ. 18
3.3 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

Переход России на рыночные принципы ведения хозяйства привел к децентрализации и ослаблению роли государства в системе экономических отношений. Переход к рынку коренным образом изменил содержание и организационную структуру всего хозяйственного механизма экономики и социальной сферы, что потребовало модернизации финансово-бюджетной системы.

Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе выделение в их составе и за их рамками специальных бюджетных фондов со своими источниками финансирования и статьями расходов значительно усложнило всю систему формирования и распределения денежных средств в системе государства. Возникновение за рамками бюджетов внебюджетных фондов, а в рамках бюджетов — целевых фондов и фондов министерств и ведомств привело к усложнению формирования и использования бюджетных средств, росту надстройки по распоряжению этими средствами, усложнению механизма планирования, распределения и перераспределения источников доходов между элементами бюджетной системы, усложнению контроля за эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ в реализации государственной социальной политики.

Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

  • Изучить систему законопроектов РФ по государственным внебюджетным фондам.
  • Рассмотреть состав и правовое регулирование государственных внебюджетных фондов;
  • Изучить порядок формирования государственных внебюджетных фондов;
  • Выявить направления финансирования расходов государственных внебюджетных фондов.
  • Изучить законодательные акты по формированию и направлениям расходов государственных внебюджетных фондов.
  • Изучить материалы периодической печати и определить роль государственных внебюджетных фондов в реализации государственной социальной политики.

Объектом изучения данной курсовой работы являются государственные внебюджетные фонды. Предметом исследования - значение государственных внебюджетных фондов в реализации государственной политики. актуальность данной темы заключается в том, что  

При написании данной работы были использованы современные  литературные источники, включая законодательные акты и материалы периодической печати, в области финансов и бюджетных отношений и социальной политики современной России.

 

Глава 1. Государственные внебюджетные фонды РФ, их состав и

правовое регулирование  деятельности

1.1 Общая характеристика

В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах (фондовой и нефондовой).

Фонды - экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетный  фонд - представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

К государственным  внебюджетным фондам относят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Федеральный фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения РФ. [26, с. 242]

Средства  федеральных внебюджетных фондов относятся к федеральной собственности и совместно со средствами федерального бюджета составляют Федеральный бюджет РФ. Они имеют социально-экономическую направленность. Через внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах социальных слоев населения.

Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами:

  • "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ;
  • "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ;
  • Бюджетным кодексом РФ.

Решение об образовании  федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов — представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы дополнительные финансовые ресурсы.

                    1.2 Источники формирования

Внебюджетные  фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование  которых не регламентируется бюджетным законодательством.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

  • средств бюджета;
  • прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;
  • займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;
  • иных поступлений, не запрещенных законом. [16, с. 145]

Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.

Доходы и расходы  внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ. Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

  • бюджетных средств;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от аукционов;
  • штрафов за административные и другие правонарушения и т. д.

Фонды создаются  на основе решений территориальных  представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований. [22, с. 321]

С помощью средств  внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:

      • социальной защиты населения;
      • повышения жизненного уровня населения;
      • сохранения и улучшения здоровья населения;
      • социальной ориентации безработного населения;
      • оказания социальных услуг населению;
      • развития социальной инфраструктуры.

Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания. [28, с. 162]

Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций  и населения для финансирования своих мероприятий.

1.3 История и причины  возникновения

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет.

В современных условиях наряду с государственным бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Организационно-структурные  изменения в РФ, выразившиеся в создании в начале 90-х годов государственных социальных внебюджетных фондов, неразрывно связаны с дальнейшими преобразованиями в этой области и, прежде всего, с созданием законодательства об обязательном социальном страховании, учитывающего произошедшие радикальные преобразования в нашем обществе. [21, с. 194]

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могли образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

В настоящее  время государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Основными нормативными актами, регламентирующими функционирование внебюджетных фондов, является Конституция РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О местном самоуправлении», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ (гл. 17), Положения правительства, указы Президента и др.

             1.4 Особенности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
  • являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей. [5, с. 214]

За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета - неработающих.

Внебюджетные  фонды не подлежат непосредственно  контролю со стороны законодательных органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий;
  • предоставлять займы зарубежным партнерам.

В зависимости  от целевого назначения они делятся  на: на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др. [8, с. 188]

Информация о работе Внебюджетные фонды