Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ в реализации государственной социальной политики. Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить систему законопроектов РФ по государственным внебюджетным фондам.
Рассмотреть состав и правовое регулирование государственных внебюджетных фондов;
Изучить порядок формирования государственных внебюджетных фондов;
Выявить направления финансирования расходов государственных внебюджетных фондов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ, ИХ СОСТАВ И5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТ 5
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.3 ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 8
1.4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 9
1.5 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ - ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 11
1.6 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
1.7 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. 14
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 15
2.1 ПУТИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 15
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ17 ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 17
3.1 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 17
3.2 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО 18
СТРАХОВАНИЯ РФ. 18
3.3 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22
В соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.
В зависимости от периода функционирования - бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия.
В России с 1996 г. стали создаваться и целевые бюджетные фонды, под которыми понимаются фонды денежных средств, образуемые в составе консолидированного бюджета РФ за счет целевых источников средств предназначенные для финансирования целевых общегосударственных и территориальных расходов (Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд службы налоговой полиции и др.). С 2001 г. они были упразднены, кроме Фонда Минфина РФ по атомной энергии. Денежные средства фондов были переданы соответствующим министерствам и ведомствам.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения. Бюджетный кодекс определяет внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ). Таким образом, Бюджетный кодекс РФ разрешает формирование только четырех социальных внебюджетных фондов. После введения его в действие созданные во многих субъектах Федерации и муниципальных образованиях многочисленные внебюджетные фонды экономического и экологического назначения были включены (консолидированы) в состав бюджетов субъектов Российской Федерации либо ликвидированы (в муниципальных образованиях). [15, с. 184]
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений - работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Под воздействием демографического фактора (постарение населения) и других факторов, нагрузка на работающих возрастает: если в 1992 г. на 100 занятых в экономике приходилось 450 пенсионеров, состоящих на учёте в органах социальной защиты, то в 1995 г. этот показатель увеличился на 13% и составил 554 пенсионера. В отдельных регионах это соотношение уравнялось, а в северных, наоборот, "нагрузка пенсионеров" на работающих снижается из-за миграции в центральные и южные регионы России.
Источниками формирования средств Пенсионного фонда до 2010 года являлись обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в государственные ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может иметь определённый доход.
Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:.
Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения. [7 , с. 174]
В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.
Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, — от назначения до выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ — банк — управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер. Разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников.
В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что признается многими экономистами.
Вторым по объёму аккумулируемых
средств государственным внебюд
Одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период - на цели санаторно-курортного обслуживание трудящихся и членов их семей, а также санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
Вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей. И включает 5 основных видов пособий:
1. пособие по беременности и родам;
2. единовременное пособие
3. единовременное пособие при рождение ребёнка;
4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
5. единое ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы - до её окончания, но не старше 18 лет. [13, с. 147]
Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребёнком производятся за счёт средств предприятия, направленных на оплату труда. Сохраняются также компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий.
Финансирование единого ежемесячного пособия на ребёнка осуществляется за счёт средств субъектов РФ. При этом Министерство финансов учитывает указанные расходы при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на данный вид пособия, в иных случаях - в органах социальной защиты населения.
Основными задачами Фонда являются:
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты сумм на социальное страхование возложен на ФСС РФ и Государственную налоговую службу РФ, а за расходованием этих средств - на ФСС РФ с участием профессиональных союзов. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. [11, с. 129]
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
На территории России
создаются страховые
Обязательное медицинское
страхование - составная часть государственно
Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
Поскольку внебюджетные
фонды предназначены для
Материальным источником доходов внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода и в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у бюджетов внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. [15, с. 97]
Источниками поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:
-дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов;
- штрафные санкции и пеня;
-денежные средства, возмещаемые
страховщиками в результате рег
-доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления,
не противоречащие законодатель