Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ в реализации государственной социальной политики. Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить систему законопроектов РФ по государственным внебюджетным фондам.
Рассмотреть состав и правовое регулирование государственных внебюджетных фондов;
Изучить порядок формирования государственных внебюджетных фондов;
Выявить направления финансирования расходов государственных внебюджетных фондов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ, ИХ СОСТАВ И5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТ 5
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.3 ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 8
1.4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 9
1.5 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ - ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 11
1.6 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
1.7 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. 14
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 15
2.1 ПУТИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 15
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ17 ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 17
3.1 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 17
3.2 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО 18
СТРАХОВАНИЯ РФ. 18
3.3 БЮДЖЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Источниками формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов также могут быть добровольные взносы физических и юридических лиц. [12, с. 204]

Обособление источников финансирования целевых  мероприятий от бюджетных ресурсов позволяет:

во-первых, расширить  состав средств, направляемых на их обеспечение (за счет дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от займов и проведения денежно-вещевых лотерей и других источников);

во-вторых, гарантировать  целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений. В условиях обезличивания поступающих в бюджет финансовых ресурсов такой гарантии целевого использования средств, да еще и в полном их объеме, никто дать не может. В механизме формирования и использования внебюджетных фондов наиболее полно материализуется на практике тот правовой режим, который гарантирует защиту интересов каждого конкретного человека и территории. [19, с. 342]

 

Глава 3. Направления финансирования расходов государственных

внебюджетных фондов

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно направления расходов каждого из внебюджетных фондов:

3.1 Бюджет и  направления расходов Пенсионного  фонда РФ

Расходы бюджета Пенсионного  фонда обеспечивают:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
  • финансирование других статей в соответствии с законом.

              Рассмотрим состав доходов и расходов Пенсионного фонда РФ в 2009 году. Бюджет ПФ РФ на 2009 год утвержден в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.11.2008 № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

На 2010 год:

1) прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  в сумме 3 217 490 760,8 тыс. рублей, из  них 2 858 117 968,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 679 083 877,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 753 027,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  бюджета Фонда в сумме 2 911 102 164,7 тыс. рублей, из них 2 870 071 602,6 тыс. рублей в части, не связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. рублей;

3) предельный объем  профицита бюджета Фонда в  сумме 306 388 596,1 тыс. рублей и  предельный объем дефицита бюджета  Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 11 953 634,2 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных  ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2010 год в сумме 3 590 182 639,6 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 4 103 016 474,3 тыс. рублей.

Таким образом, бюджет ПФ РФ содержит много других не менее  важных для каждого пенсионера моментов. [18, с. 243]

3.2 Бюджет и  направления расходов фонда социального

страхования РФ.

Средства Фонда направляются на:

– выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

– оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

– частичное содержание находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

– частичную оплату путевок  в детские загородные оздоровительные  лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей  работающих граждан;

– частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

– оплату проезда к  месту лечения и обратно;

– создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

– обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

– финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

– проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального страхования и охраны труда [см. Приложение ];

– осуществление иных мероприятий в соответствии с  задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

– участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. [10, с. 106]

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о нем. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. [26, с. 129]

Положение о порядке  формирования и расходования средств  фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств  Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. [6, с. 313]

3.3 Бюджет и  направления расходов фонда обязательного  медицинского страхования

Средства фонда медицинского страхования используются на следующие цели:

  • финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с законодательными актами РФ;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
  • финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
  • обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского страхования;
  • финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений медицинского страхования;
  • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
  • оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф;
  • финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи населению. [23, с. 185]

Фонд медицинского страхования  ежегодно разрабатывает бюджет и готовит отчет о его использовании, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом в Государственной Думе РФ.

Финансовые средства фонда, не израсходованные в истекшем отчетном году, изъятию из фонда не подлежат, не учитываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год и являются резервом фонда медицинского страхования.

 

Заключение

 

Создание института  внебюджетных социальных фондов вывело финансирование социальной сферы за рамки бюджетной системы. Вместе с тем налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты со стороны социальных фондов весьма значительна. В связи с этим собираемость средств, по крайней мере в социальные внебюджетные фонды (за исключением ФСС), находится на уровне собираемости налогов, зачисляемых в состав бюджетов, так как для плательщиков взносов платежи во внебюджетные социальные фонды практически ничем не отличаются от налоговых сборов в бюджеты.

С помощью выделения  социальных средств во внебюджетные социальные фонды предполагалось снять зависимость обеспечения социальной сферы от бюджета, дефицит доходов которого особенно болезненно сказывался на отраслях, финансируемых в сметном порядке из различных звеньев бюджетной системы. Однако, формальное выделение средств в указанные внебюджетные фонды не решило социальных проблем. Средств для социальных программ хронически не хватает. Механизм финансирования социальной сферы через внебюджетные фонды в условиях рыночной инфраструктуры, экономического кризиса и инфляционного развития не только не препятствует неэффективному использованию мобилизуемых средств, но и, напротив, создает определенные дополнительные возможности для их отвлечения на иные, не имеющие отношения к задачам внебюджетных фондов цели. Внебюджетные фонды являются специфическими функциональными бюджетами, и в связи с этим достаточно было бы принять законодательные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды. Тогда не потребовалось бы создавать автономные фонды.

           В конечном счете нецелевое использование средств выдвигается как один из важнейших доводов и теми, кто за консолидацию, и теми, кто против нее. Все прочие доводы также касаются организационных моментов, которые при определенных усилиях могут быть устранены. Например, невозможность использования в бюджетной форме остатков средств по фонду, возникающих на конец года, устраняется образованием соответствующего целевого бюджетного фонда и т.д.

В перспективе эффективность  деятельности практически всех внебюджетных социальных фондов будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов. Примером может служить Фонд социального страхования, средства которого на три четверти используются самими плательщиками. Данный внебюджетный фонд выгодно отличается от других социальных фондов уровнем собираемости средств, хотя и не лишен недостатков, присущих всем этим фондам.

По мере накопления опыта, вероятнее всего, будут совершенствоваться формы организации и управления внебюджетными фондами, однако сегодня прибегать к коренным изменениям, руководствуясь лишь тем, что в составе бюджета или вне его средства расходуются более целевым образом, представляется необоснованным. Финансовую дисциплину необходимо соблюдать во всех финансовых структурах, ее несоблюдение не может быть решающим фактором в построении финансовой системы.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что внебюджетные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками в сравнении с бюджетной формой ее существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в определенных условиях.

Информация о работе Внебюджетные фонды