Внешний долг России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и
растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на
которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;
национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных
положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает
совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними
кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые
государством для балансирования бюджета и регулирования экономического
цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и
преодоление негативных последствий спадов.

Содержание работы

Введение

1. История государственного долга России
2. Внешний долг Российской Федерации
3. Современная ситуация на рынке государственного долга
4. Влияние внешнего долга на национальную экономику
5. Ценообразование внешнего долга
6. Внешний долг России: проблемы и перспективы
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Реферат. Финансы и кредит.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

 

  Общая сумма обязательств  государства  по  выпущенным  и непогашенным

государственным займам, полученным кредитам и  процентам  по  ним,  выданным

государством гарантиям  представляет собой государственный  долг.

      В зависимости  от  рынка  размещения,  валюты  и  других  характеристик

государственный долг делится  на внешний и внутренний.  К первому относятся

кредиты  иностранных  государств;  международных   финансовых   организаций;

государственные займы, деноминированные в иностранной валюте  и  размещенные

на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от  национальных  банков;

государственные займы, деноминированные в национальной валюте и  размещенные

на национальном рынке. Он состоит  из  задолженности  прошлых  лет  и  вновь

возникшей  задолженности.  Внутренний  государственный   долг   регулируется

законом “О государственном  долге Российской Федерации”.

      Государственный  внешний  долг  России,  согласно  проекту  бюджета-98,

увеличится на 1 января 2001 года до 140,8 млрд. долл. (на 1 января  1999  г.

- 125 млрд. долл., 1 января 2000  г.  -  130,8  млрд.  долл.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние внешнего долга на национальную экономику

 

   Чем обременительнее  для страны накопленный внешний  долг, тем в  большей

мере его обслуживание  вовлекается  во  взаимодействие  с  функционированием

всей национальной экономики  и ее финансовой сферы.

    Обозначим   характер    взаимодействия    внешних    заимствований    с

соответствующими сферами  экономики  страны.  Прежде  всего  важен характер

опасности чрезмерного роста  внешнего долга с позиций гос. бюджета,  денежно-

кредитной  системы,  международной  кредитоспособности  страны.   Для   гос.

бюджета  в  3-х  звенном  кредитном   цикле   (привлечение,   использование,

погашение)  неблагоприятные  последствия  чрезмерного  возрастания  внешнего

долга связаны в основном со  стадией  его  погашения;  новые  же  займы  для

текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность  ослабить  нагрузку

на налоговые и другие обычные  доходные  источники,  позволяют  более  гибко

маневрировать  на  всех  стадиях  бюджетного  процесса.  В   то   же   время

неблагоприятно может  складываться  график  платежей  по  внешнему  долгу.  В

любом случае степень и последствия взаимодействия  зависят главным образом

от относительной величины накопившегося внешнего долга.

    У платежного  баланса аналогичный  характер  взаимодействия  с  долговым

циклом: на смену  желанным  дополнительным  валютным  поступлениям  приходит

период расплаты по долгу. Здесь  в  целом  высокая  степень  взаимодействия,

поскольку  именно  сальдо  по  текущим  статьям  платежного  баланса   может

выступать основным ограничителем  во  внешних  заимствованиях  и  управлении

инвалютным долгом, а  при  определенных  обстоятельствах  —  даже  диктовать

необходимость  отсрочки  долговых  платежей.  В  условиях   обременительного

внешнего долга существенно  возрастают  трудности  в  укреплении  доверия  к

национальной валюте, противодействии  инфляции,  в  обеспечении  необходимыми

валютными резервами и  валютной  конвертируемости.  Особое  место  при  этом

занимает  вопрос  о  возможных   неблагоприятных   последствиях   в   случае

чрезмерной  девальвации  национальной  валюты,  относительно  занижения   ее

реального курса. Увеличение в подобных условиях реального  бремени  платежей

по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

    Согласно  введенному  в   1994г.   порядку   формирования   российского

государственного бюджета  все платежи в нем  по  внешнему  долгу  учитываются

теперь  в  рублевом  эквиваленте.  Это   ограничивает   возможности   России

увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства  перед МВФ  в

отношении предельных размеров  бюджетного  дефицита.  При заниженном  курсе

рубля искусственно завышается  рублевый  эквивалент  бюджетных  расходов  по

долговым платежам, а тем  самым и размеры бюджетного дефицита.

    Одним из элементов  управления внешним долгом страны  является разработка

программы внешних заимствований. Ряд основных  положений  по  этому  вопросу

предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г.  №1060  и

федеральным  законом  от  26  декабря  1994г.  №76-Ф3.  Предельным  размером

государственных  внешних  заимствований  является  ежегодно  утверждаемый  в

форме федерального  закона  максимальный  объем  использования  кредитов  на

предстоящий финансовый год. Как правило, он  не  должен  превышать  годового

объема платежей по обслуживанию и выплате  основной  суммы  государственного

внешнего  долга.  В   предельных   размерах   не   учитываются   кредиты   и

заимствования в  отношениях  с  другими  государствами-участниками  СНГ;  их

суммы определяются в законе о федеральном бюджете.  Ежегодно  правительством

подготавливается   программа   государственных   внешних   заимствований   и

предоставляемых внешних  кредитов с выделением кредитов (займов),  каждый  из

которых превышает 100 млн. долл.

    Ограничителем  размеров внешних заимствований  может служить установка на

поддержание  в  определенных  пределах  показателей  долговой   зависимости,

используемых в мировой практике,  в том числе на  основе  сопоставления

задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.  Необходимо  учитывать,

что для России, как и  для других стран  с  большой  территорией,  объективно

закономерен  относительно  низкий  удельный  вес  экспорта  в   национальном

продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной  еще интеграции  в

мировую экономику нам, видимо,  следует  отдавать  предпочтение  не  ВВП,  а

экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Ценообразование внешнего долга

 

    В отличие от  многих других финансовых инструментов  внешние долги России

не  имеют  ярко  выраженных  ценообразующих  факторов.  На  начальном этапе

развития  было  совершенно   неясно,   когда   начнется   выплата   основной

задолженности и тем более  процентов по ней. По этой причине  невозможно  было

определить доходность,  а  следовательно,  и реальную  цену.  В результате

котировки  остановились  на  основе  спроса-предложения.  В  дальнейшем   их

динамика  определялась  общим  состоянием  рынков  внешних  долгов  в  мире;

факторами, влияющими на них,  а  также  состоянием  российской  экономики  в

целом, и финансов в частности.

    На состояние  рынка влияет ход переговорного  процесса России с Парижским

и Лондонским клубами, с МВФ  и МБРР: любые  положительные  решения  поднимают

уровень котировок. Негативное влияние на  цену  долгов  оказывает  ухудшение

общей экономико-политической ситуации  в  России  (путч,  “черный  вторник”,

межбанковский  кризис,  etc.).  Рынок внешних   долгов   структурирован   в

соответствии  с валютами,  в которых кредиты были  получены.  Наибольшим

спросом пользуются долги, выданные в  долларах,  немецких  марках,  йенах  и

швейцарских  франках.  Разница  в  ценах  зависит  от   ликвидности   валют:

котировки долларовых кредитов выше, чем кредитов в  японской  и  швейцарской

валютах. Соотношение котировок долгов  в марках  и долларах  зависит от

разницы в процентных ставках  по кредитам в этих валютах.

    В последние  3 месяца 1995 г. котировки долларовых  долгов  колебались  в

интервале 30-34% от суммы долга,  причем  минимальными  они были  в период

кризиса межбанковских кредитов. Кроме того, необходимо отметить, что  в  этот

период не наблюдалось  ярко выраженной тенденции к их росту  или  падению,  а

спрэд bid/offer (разница продажа-покупка) стабильно держится на уровне  3/8-

1/2 процентных пункта.

    

 

6.Внешний долг России: проблемы и перспективы

 

   Структура  и   объем   внешнего   долга   отражают   геополитические   и

экономические проблемы —  разрушение СССР, экономический спад в России  90-х

гг.,  непоследовательность   рыночных   реформ,   сложность   отношений   с

иностранными кредиторами. Важность анализа долговой проблемы подтверждается

тем, что она отражена в концепции экономической безопасности России (январь

2001 г.).

   Переговоры о   реструктуризации  долга  привели   к  списанию  кредиторами

Лондонского клуба  30%  задолженности.  Но  остаются  непростыми  отношения

России с  Международным  валютным  фондом.  He  урегулирован  долг  частным

фирмам,  объединенным  в  Токийский  клуб  кредиторов.  Актуальна  проблема

погашения  задолженности  развивающихся  стран  no  кредитам,  предоставлен

Советским Союзом, a также  долга стран СНГ  по  отношению  к  России.  Важно

проанализировать концептуальные вопросы управления государственным  долгом —

внешним и внутренним. С  учетом  актуальности  проблемы  внешнего  долга  и

значимости ее решения  важно сосредоточить внимание  на  поиске  эффективных

путей выхода из создавшегося положения.

   Практически все  страны, проводя экономические преобразования,  прибегают

к  внешним  заимствованиям.  Рациональное  использование   внешних   займов

способствует решению  социально-экономических проблем. Однако ограниченность

собственных  финансовых  ресурсов,  не  всегда  эффективное   использование

внешних   заимствований,   нарушение   сроков   их   погашения   обусловили

значительный рост долга  развивающихся стран. Бразилия, Мексика  и  Аргентина

в течение длительного  времени возглавляли список крупнейших должников мира.

В последние  годы  быстрыми  темпами  увеличивалась  внешняя  задолженность

Китая. Крупными должниками в Азиатском регионе остаются  Индонезия,  Индия,

Южная Корея, Турция.

   Остается важным  изучение исторического опыта  решения  проблемы  внешнего

долга, поскольку Российская Федерация — правопреемник не только СССР, но  и

Российской империи. До 1917 г. Россия  занимала  второе  место  в  мире  по

величине внешнего долга  и первое место по расходам на его  обслуживание.  21

января 1918 г. Советское  правительство  аннулировало  все  государственные

долги — внутренние и  внешние, хотя профессиональные экономисты  критиковали

это  решение,  негативно  влияющее  на  международные   отношения.   Страны

кредиторы не согласились  с этим односторонним решением и  оставили за  собой

право  требовать   погашения   внешнего   долга   России.   Ha   Генуэзской

международной экономической  конференции весной 1922 г.  позиция  Российской

Федерации состояла в том, что бы получить кредиты западных стран в обмен на

признание царских долгов. Но решение не было найдено. Вернутся к их  оплате

пришлось в 90-х годах.

   Россия еще не  стала лидирующим должником. Она  относится к числу стран со

средним уровнем внешнего долга (212 — 220 млрд. дол., по  разным  оценкам),

уступая США (700 млрд. дол.), Германии (350 млрд. дол.) и некоторым  другим

странам. Россия занимает среднее  место  также  по  доле  внешнего  долга  в

годовом экспорте товаров, его обслуживанию и размеру на душу населения.  Но

ухудшились другие показатели. По темпу роста внешнего долга (310% в 1991  -

2000гг.)  Россия  обгоняет  среднемировой показатель   (250%).   Отношение

"внешний долг / ВВП" (65%) превышает критический показатель 50%.  Ускорился

темп роста расходов на его обслуживание.

   В итоге стало  очевидным критическое состояние   внешней  задолженности  в

России. Но долгового кризиса  нет, пока страна способна обслуживать  валютный

долг экономическими методами.

   Особенности структуры государственного внешнего долга:

    73 млрд. дол. — советский долг; 71 млрд. дол. — долг России.  Лишь  33%

задолженности  переоформлены  в  долговые   инструменты,   которыми   легко

управлять.     Остальная     часть     представлена     межгосударственными

обязательствами, в отношении  которых приходится вести  трудные  переговоры.

Однако  по  условиям  Парижского  клуба  возможность   реструктуризации   и

секьюритизации ограничена лишь  суммой,  эквивалентной 20%  задолженности.

Есть  положительные  моменты:  с  Финляндией  согласовано  погашение  долга

товарными поставками, аналогичные  переговоры  ведутся  с  Италией.  Долг  в

основном  краткосрочный.  Его погашение осуществляется  из   федерального

бюджета.  Например,  на  2003  г.   приходится   огромная   сумма   выплат,

значительная для бюджета и экономики. Долг выражен в основном  в долларах

США,  что  осложняет  управление  валютным  риском.  Имеются   проблемы   в

отношениях со странами СНГ, долг которых по  новым российским  требованиям

составляет 3,7 — 4 млрд. дол. Это — резерв для зачетных операций, признания

нулевого варианта в отношении  требований и обязательств  республик  бывшего

Информация о работе Внешний долг России: проблемы и перспективы