Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:35, реферат
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и
растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на
которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;
национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных
положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает
совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними
кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые
государством для балансирования бюджета и регулирования экономического
цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и
преодоление негативных последствий спадов.
Введение
1. История государственного долга России
2. Внешний долг Российской Федерации
3. Современная ситуация на рынке государственного долга
4. Влияние внешнего долга на национальную экономику
5. Ценообразование внешнего долга
6. Внешний долг России: проблемы и перспективы
Заключение
Использованная литература
СССР. Например, через Парижский клуб удалось побудить Грузию к признанию
нулевого варианта и к решению о выплате долгов России.
Не следует забывать о нашей задолженности иностранным фирмам по
коммерческим поставкам 1991 г. При расчете показателей внешнего долга надо
учитывать курс рубля к доллару, чтобы правильно определить его долю в ВВП с
учетом того, что при определенном уровне показателей кредиторы Парижского
клуба прощают долг. Важна проблема внешнего долга регионов, особенно
кредитов, гарантированных главами местных администраций.
Большая
часть долга новой России
заемщиком и гарантом по займам выступало государство. Часть долга -
международным финансовым организациям и коммерческим банкам.
На начало 2000 г. государственный долг снизился в связи с его погашением по
графику. Наибольшую задолженность Россия имела перед Германией (27,6 млрд.
дол.), Италией (6,1 млрд.), Японией (4,3 млрд.), Францией (3,9 млрд.), США
(3,0 млрд.), Великобританией (1,4 млрд.), Канадой (1,4 млрд.), Южной Кореей
(1,2 млрд.) и Кувейтом (1,2 млрд. дол.). Задолженность бывшим
социалистическим странам составила 15,2 млрд. дол.
При анализе причин
огромной задолженности
депрессивной экономики; нерациональное и бесконтрольное использование
внешних заимствований, что не создало источники их погашения; бегство
капитала (до 25 млрд. дол. в год); просчеты экономической политики,
отсутствие регулирования
международных кредитных
На конец 1984 г. внешний долг СССР составлял 27 млрд. дол., а на конец
1992 г. — 64,3 млрд. дол. В середине 90-х годов появилась цифра советского
внешнего долга в 100 — 105 млрд. дол. с учетом пересчета долга СССР бывшим
социалистическим странам. Но его природа иная, не связанная с денежными
кредитами; это — результат практиковавшихся в рамках СЭВа товарных поставок
в кредит по усредненным ценам на нефть. Долг по товарным поставкам был
пересчитан по нереальному курсу. Поэтому невозможно получить ответ, откуда
возникла разница в 35 млрд. дол. При разделе внешнего долга СССР между
республиками в межреспубликанской группе экспертов предполагалось
использовать систему коэффициентов исходя из доли республики в экспорте,
импорте, национальном доходе и населении СССР. Однако главной проблемой
было распределение долгов по видам и странам, а также признание республик в
качестве должников западными кредиторами.
Новые заимствования России с 1991-го по 2000г. составили около 60 млрд.
долларов.
Проблемы внешнего долга связаны с состоянием федерального бюджета. В
бюджете на 2001 г. предусмотрены выплаты no внешним долгам в сумме 11,3
млрд. дол. (5,2 млрд. дол. по основной сумме долга и 6,1 млрд. дол. —
процентные платежи). России придется направлять на погашение внешнего долга
значительную часть доходов федерального бюджета. По международным
стандартам долговая ситуация России сложная. Экспорт России не так велик, a
критический уровень платежей по внешнему долгу оценивается в 15 — 20%
годовой экспортной выручки, что приближает страну к опасному рубежу.
Взаимное влияние внешнего долга и инфляции.
В основе нарастания внешнего долга России, как и многих развивающихся
стран и государств с переходной экономикой, лежит комплекс внутренних и
внешнеэкономических факторов. Поддержание необходимых темпов экономического
роста требует наращивания инвестиций, в то время как их источники в
условиях экономической нестабильности и инфляции крайне неустойчивы.
Степень воздействия инфляции на долговую проблему зависит от масштабов
обесценения денег. Относительная стабильность национальной денежной единицы
(при темпе инфляции до 2% в год), a также контролируемая умеренная инфляция
(до 8 — 10% в год) позволяет поддерживать сбалансированность экономики в
среднесрочной перспективе. Это характерно для развитых стран, которые, имея
крупный внешний долг, не испытывают проблем с его погашением, а их
кредитный рейтинг высок. Напротив, для развивающихся стран и государств с
переходной экономикой характерен значительный разрыв между внутренними
накоплениями и инвестициями, который покрывается за счет внешних
заимствований. Важную роль в нарастании потребности во внешних займах
сыграли высокие темпы инфляции. В 1992 — 2001 гг. в развитых странах темп
роста цен на потребительские товары в среднем 2,3% в год, что близко к их
относительной стабильности, в развивающихся — 20,3% в год, а в странах с
переходной экономикой — 118,4% в год. Негативное влияние на воспроизводство
в странах с переходной экономикой оказало почти полное обесценение
накопленных сбережений к середине 90-х гг. в связи с усилением инфляции при
переходе от плановой экономики к рыночной. Это привело к повышению
зависимости данных стран от внешних заимствований. Макроэкономическая
нестабильность усугубляет причины роста внешней задолженности. Влияние
внешнего долга на инфляцию в России проявляется в том, что динамика
денежной массы в 2000 г. определялась преимущественно покупками Банком
России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а также
потребностями бюджета в обслуживании государственного валютного долга.
Требования России
как кредитора к
рассматривать с учетом правил Парижского клуба. Это дает возможность России
урегулировать свои кредитные отношения и добиваться платежей от многих
развивающихся стран-должников. Предпосылкой активизации работы с долгами
является единая система управления всем государственным долгом, включая
внешний и внутренний.
В целом возможность выплаты России по внешнему долгу зависит от состояния
национальной экономики. Обслуживание долга в России затруднено тем, что
структурные преобразования экономики и экспорта не осуществлены, валютная
выручка Российской Федерации формируется в основном за счет экспорта сырья;
инвесторы относятся с недоверием к России, поэтому объем иностранных
инвестиций небольшой. Однако, несмотря на имеющиеся затруднения, надо
рассчитываться по внешним долгам или урегулировать их, используя, в том
числе опыт стран Восточной Европы.
Работа по урегулированию
внешней задолженности
основных кредиторов — членов Парижского и Лондонского клубов — ведется с
начала 90-х годов. До кризиса 1998 г. Россия обслуживала собственные долги
в полном объеме без отсрочек. Объявление дефолта, тяжелое финансовое
положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства перед
Парижским клубом вынудили правительство России начать очередной раунд
переговоров о реструктуризации советской задолженности.
Отсутствие целостной государственной политики по привлечению и
использованию внешних финансовых ресурсов ведет к нарастанию внешней
задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути
экономических преобразований. Смягчить решение проблемы могло бы частичное
списание советского долга, а также новая реструктуризация долговых
обязательств России в рамках Парижского клуба на условиях заключенного
соглашения с Лондонским клубом. В выработке общей стратегии решения
проблемы могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так
и нетрадиционные методы. Возможно решение долговой проблемы за счет
использования задолженности иностранных государств бывшему СССР. Один из
вариантов — взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому
клубу права требований по долгам третьих стран России. Возможна конверсия
части долга в инвестиции, т. е. долевое участие инвесторов в акционерном
капитале российских компаний, а также передача других активов, включая
российскую собственность за рубежом.
Остается существенным вопрос о необходимости квалифицированного
управления и регулирования внешнего долга в целях обеспечения экономической
безопасности России. Для этого важен анализ и учет многих факторов — новых
явлений в международных кредитных отношениях России, причин образования
значительной внешней задолженности, проблемы платежеспособности страны,
низкой эффективности международных финансовых требований и др. Необходимо
учитывать как государственную, так и частную коммерческую задолженность, в
том числе унаследованную Россией от СССР.
Также необходимо сочетания рыночного и государственного регулирования
кредитных отношений. Текущие и стратегические цели международных кредитных
отношений страны определяют структуру внешней кредитной политики. С 1996 г.
правительство выдвинуло задачу наполнения бюджета в качестве приоритета, в
том числе путем внешних и внутренних заимствований. При этом не учитывались
реальные возможности обслуживания погашения долга и отсутствие методов
регулирования переливов капиталов между секторами рынка. Это привело к
диспропорциям в экономике, ломке финансовой структуры и в конечном счете к
кризису 1998 года.
Заключение
Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода
стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний.
Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны,
члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и
крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о
внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются
Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд не следует так уж драматически и
болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня
государственной задолженности как это делают некоторые российские политики,
обвиняя реформаторов в том, что они “продали Родину за кредиты МВФ,
выданных на проведение преступных реформ антинародного режима” (необходимо
отметить, что большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а
именно, бездарной экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в
1985-1990 годах. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением
золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному
дефициту и т.д.). возвращаясь же непосредственно к проблеме
государственного долга хотелось бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, данную
проблему невозможно подробно разобрать в рамках нескольких докторских
диссертаций, не говоря уже об одной курсовой работе.
Использованная литература:
1. Тихонов А. «Долги Российская империя отдавала всегда», «Рынок ценных
бумаг», №1/1996.
2. Алферов В. «Рынок
внешнего долга России», «
№1/1996.
3. Рыбалко Г.П. «О
внешних заимствованиях России»
4. Симановский А.Ю. «Государственный долг: бремя цивилизации», «Деньги и
кредит», №6/1996.
5. «Деньги и кредит». №2 за 1997, Борисов С.М. «Внешние долги России».
6. «Внешняя торговля», №2-3, 1994, Тоцкий А. «Возможности конверсии
долгов».
Информация о работе Внешний долг России: проблемы и перспективы