Внутренний контроль в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время финансовому контролю кредитных организаций, в их числе - и коммерческих банков, государство уделяет все большое внимание. Нежелательные, а часто и тяжелые последствия недооценки как внутреннего, так и внешнего контроля( как одних из основных звеньев функции управления деятельностью кредитных организаций )хорошо известны. В настоящее время активизировались усилия государственных органов по выработке единой концепции государственного финансового контроля, по формированию структур контрольной деятельности для улучшения механизмов функционирования всеобщей и высокоэффективной системы финансового контроля на всех уровнях финансово-экономической деятельности в государстве.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы внутрибанковского контроля в коммерческом банке
1.1 Сущность, цели и задачи внутрибанковского контроля………………………………….6
1.2 Основные направления и цели внутрибанковского контроля……………………………7
Глава 2. Организация внутрибанковского контроля и аудита
2.1 Организация контроля на индивидуальном уровне и в структурных подразделениях..14
2.2 Анализ системы внутрибанковского контроля на макроуровне………………………....17
Глава 3. Пути совершенствования внутрибанковского контроля в настоящее время……...21
Заключение…………………………………………………………………………………….....26
Литература………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы внутрибанковского контроля в коммерческом банке

1.1 Сущность, цели и задачи  внутрибанковского контроля………………………………….6

1.2 Основные направления  и цели внутрибанковского контроля……………………………7

Глава 2. Организация внутрибанковского  контроля и аудита

2.1 Организация контроля  на индивидуальном уровне и  в структурных подразделениях..14

2.2 Анализ системы внутрибанковского  контроля на макроуровне………………………....17

Глава 3. Пути совершенствования внутрибанковского контроля в настоящее время……...21

Заключение…………………………………………………………………………………….....26

Литература………………………………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время финансовому  контролю кредитных организаций, в  их числе - и коммерческих банков, государство  уделяет все большое внимание. Нежелательные, а часто и тяжелые  последствия недооценки как внутреннего, так и внешнего контроля( как одних  из основных звеньев функции управления деятельностью кредитных организаций )хорошо известны. В настоящее время  активизировались усилия государственных  органов по выработке единой концепции  государственного финансового контроля, по формированию структур контрольной  деятельности для улучшения механизмов функционирования всеобщей и высокоэффективной  системы финансового контроля на всех уровнях финансово-экономической  деятельности в государстве.

С укреплением общегосударственного и ведомственного контроля большое  внимание уделяется внутрибанковскому  контролю и в коммерческих банках, особенно учитывая огромные финансовые средства, функционирующие в этих финансовых структурах, что необходимо для выполнения значимых государственных  задач. Определенная контрольная работа на уровне менеджмента в банках всегда ведется, но важно качество такой  работы, соответствие ее организации  требованиям эффективного рыночного  хозяйствования, принятым международным  стандартам и достижениям современной  науки и систем управления.

Государственные органы Российской Федерации напрямую заинтересованы в хорошей постановке внутрихозяйственного, также - внутрибанковского контроля в проверяемых организациях, так  как это в значительной степени  облегчает реализацию таких функций, как контроль законности, рациональности и эффективности использования  государственных финансовых и материальных ресурсов. Высшие государственные органы требуют, чтобы контрольные службы, ее различные органы осуществляли должную  проверку эффективности внутренних контрольных служб всех финансовых организаций. Если внутренняя контрольная  служба организована эффективно, то это, безусловно, способствует обеспечению  необходимого высокого уровня состояния  финансовой деятельности коммерческого  банка, выполнению поставленных задач  и рациональному использованию  финансовых средств.

Для разработки эффективных  систем внутреннего контроля обычно широко используется как внутригосударственный, так и международный опыт. Эффективная  система внутреннего банковского  контроля является необходимым условием надежного функционирования , как самого банка, так и обеспечения стабильности финансовой системы государства в целом.

Одним из важных принципов  оценки системы внутреннего контроля является необходимость наличия  эффективного и всеобъемлющего внутреннего  аудита, проводимого структурно обособленными  и независимыми в операционном отношении, хорошо подготовленными и компетентными  специалистами. Служба внутреннего  аудита должна быть подотчетна совету директоров и менеджменту банка, что имеет отражение в структуре  и полномочиях органов управления Банка России.

Внутренний аудит, по общему международному мнению - это важная часть постоянного мониторинга  функционирования банка. Он обеспечивает оценку рациональности установленных  правил контроля, их выполнение. Необходимо, чтобы служба внутреннего аудита не зависела от повседневной работы банка  и имела доступ ко всем видам операций. Внутренние аудиторы предоставляют  объективную информацию о деятельности банка благодаря прямой подотчетности  совету директоров или менеджменту. Периодичность и надежность проводимых ими внутренних проверок должны соответствовать  характеру сложности и рискам коммерческой деятельности банка. Недостатки в работе банка, обнаруженные службой  внутреннего аудита, должны своевременно доводиться до сведения менеджмента  и руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. Внутренний аудит должен проводить последующие  проверки или осуществлять другие виды мониторинга и информировать  менеджмент обо всех неисправленных недостатках.

Необходимость проведения внутреннего  контроля и аудита возникла в связи  с обособлением интересов тех, кто  непосредственно занимается управлением  банка , как кредитной организации, так и государства, заинтересованного  в точной информации о результатах  деятельности банков.

Именно достоверная информация позволяет принять меры к повышению  эффективности функционирования рынка  государственного капитала и обеспечивает возможность оценки и прогноза последствий  принятия соответствующих экономических  решений.

Тема данной курсовой работы актуальна тем, что участники  деятельности коммерческого ( как и  других ) банка ( акционеры, пайщики, кредиторы  и другие ) не могут самостоятельно оценить то, что все ли многочисленные и весьма сложные операции банка  законны и правильно отражены в отчетности, поскольку они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта и вследствие этого нуждаются в помощи аудиторской проверки.

Таким образом, проведение проверки даже тогда, когда она не является обязательной, все равно имеет  важное значение.

Целью данной курсовой работы является ознакомление с целями и  принципами внутреннего банковского  контроля и менеджмента, их назначениями, методами и способами их проведения.

В курсовой работе изложены основы внутрибанковского контроля в коммерческих банках, требования законодательства Российской Федерации  по внутреннему контролю в банках, основные его цели и задачи. На примере  конкретного банка охарактеризованы внутренний контроль на индивидуальном уровне и в подразделениях, сама система контроля и меры по дальнейшему  их развитию и совершенствованию.

 

Глава 1. Теоретические основы внутрибанковского контроля в коммерческом банке

 

1.1 Сущность, цели и задачи внутрибанковского контроля

 

Внутренний контроль, его  система очень важны в развитии и становлении банковского дела, для анализа текущего состояния  банков как кредитных организаций, является одним из основных элементов  банковского менеджмента. Система  внутреннего контроля представляет собой совокупность органов и  направлений внутреннего контроля. Внутренний контроль определяется специалистами  как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие  в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка. Однако сущность внутреннего контроля банка глубже и не ограничивается комплексом проверок и измерений, но представляет собой  систему методов организации  и координации мер, принятых кредитной  организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской  и финансовой отчетности и обеспечения  эффективной работы.

Внутренний контроль состоит  из следующих основных направлений:

В административном контроле, процесс базируется на плане организации  работ, процедурах и ведении документации, связанной с предоставлением  персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;

В контроле за денежными  потоками отражаются состояние ликвидности, концентрации рисков банковской деятельности;

Финансовый контроль, базируется на ведении документации, связанной  с функцией защиты активов и обеспечения  достоверности финансовой отчетности;

В контроле за результатами деятельности, процесс основан на ведении документации, связанной  с контролем за плановыми и  фактическими показателями себестоимости  банковских продуктов и их рентабельностью.

Основными функциями внутреннего  контроля являются:

Контроль за четким разграничением полномочий и обязанностей;

Отличие функций контроля от структур, имеющих отношение к  управлению банком, распределению его  средств, составлению финансовой отчетности по активам и пассивам;

Мониторинг банковских рисков и управление ими;

Контроль за согласованием  контрольных процедур, системой охраны активов.

В законе РФ "О банках и  банковской деятельности" ( ст. 24 ) констатировано, что кредитная организация обязана  организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей  характеру и масштабам проводимых операций.

Центральный Банк РФ в соответствии с федеральными законами "О Центральном  банке РФ", "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", разработал Положение от 16 декабря 2003 г. №242-П "Об организации  внутреннего контроля в кредитных  организациях и банковских группах".

 

1.2 Основные направления и цели внутрибанковского контроля

 

Как основная цель внутреннего  банковского контроля Банком РФ установлена  защита интересов кредиторов и вкладчиков путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных  актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего  уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизация рисков банковской деятельности.

Организация внутреннего  контроля банка как организации  должна включать следующие направления:

Контроль со стороны органов  управления за организацией деятельности кредитной организации;

Проверка функционирования системы управления банковскими  рисками и оценки банковских рисков;

Контроль распределения  полномочий при совершении банковских операций;

Проверка информационных потоков и обеспечение информационной безопасности;

Проведение на постоянной основе наблюдений за функционированием  системы внутреннего контроля в  целях оценки степени ее соответствия деятельности банка, как финансово-кредитной  организации.

Контроль со стороны органов  управления за организацией работы банка  как организации охватывает комплекс мероприятий, проводимых как советом  директоров, так и исполнительным органом банка в части реализации политики внутреннего контроля.

В компетенцию Совета директоров ( Наблюдательного совета ) рекомендуется  отнесение следующих вопросов деятельности банка:

Организация и осуществление  эффективного внутреннего контроля;

Постоянное рассмотрение на своих заседаниях эффективности  внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами банка  как организации вопросов организации  внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности;

Текущий анализ документов по организации системы внутреннего  контроля, подготовленных исполнительными  органами внутри организации, службой  внутреннего контроля и другими  правомочными структурами и сотрудниками, входящими в органы внутреннего  контроля;

Обеспечение мер, необходимых  для оперативного выполнения исполнительными  органами коммерческого банка рекомендаций и замечаний службы внутреннего  контроля;

Своевременное осуществление  проверки соответствия внутреннего  контроля характеру, масштабам и  условиям деятельности коммерческого  банка.

В компетенцию исполнительных органов включается решение следующих  вопросов:

Определение ответственности  за выполнение решений совета директоров, реализация стратегии и политики коммерческого банка в организации  и осуществлении внутреннего  контроля;

Предоставление полномочий на разработку правил и процедур в  сфере внутреннего контроля руководителям  соответствующих структурных подразделений;

Контроль соответствия деятельности коммерческого банка внутренним документам, определяющим порядок осуществления  внутреннего контроля;

Определение обязанностей подразделений  и служащих, отвечающих за конкретные направления внутреннего контроля;

Разработка эффективных  систем передачи и обмена информацией, обеспечивающих поступление необходимых  сведений к заинтересованным в ней  пользователям;

Организация системы контроля за устранением выявленных нарушений  и недостатков внутреннего контроля и мер, принятых для их устранения.

В течение построения и  реализации внутреннего контроля в  коммерческой организации органам  управления банка рекомендуется:

Определять риски, влияющие на достижение поставленных целей;

Обеспечить участие во внутреннем контроле всех служащих коммерческого  банка в соответствии с их должностными обязанностями;

Определить порядок, при  котором служащие доводят до сведения органов управления информацию обо  всех нарушениях законодательства РФ, учредительных и внутренних документов, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики;

Информация о работе Внутренний контроль в коммерческом банке