Внутренний контроль в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время финансовому контролю кредитных организаций, в их числе - и коммерческих банков, государство уделяет все большое внимание. Нежелательные, а часто и тяжелые последствия недооценки как внутреннего, так и внешнего контроля( как одних из основных звеньев функции управления деятельностью кредитных организаций )хорошо известны. В настоящее время активизировались усилия государственных органов по выработке единой концепции государственного финансового контроля, по формированию структур контрольной деятельности для улучшения механизмов функционирования всеобщей и высокоэффективной системы финансового контроля на всех уровнях финансово-экономической деятельности в государстве.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы внутрибанковского контроля в коммерческом банке
1.1 Сущность, цели и задачи внутрибанковского контроля………………………………….6
1.2 Основные направления и цели внутрибанковского контроля……………………………7
Глава 2. Организация внутрибанковского контроля и аудита
2.1 Организация контроля на индивидуальном уровне и в структурных подразделениях..14
2.2 Анализ системы внутрибанковского контроля на макроуровне………………………....17
Глава 3. Пути совершенствования внутрибанковского контроля в настоящее время……...21
Заключение…………………………………………………………………………………….....26
Литература………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Усиление соблюдения нормативных, правовых актов, государственных стандартов Российской Федерации, профессионального  подхода сотрудников банка к  использованию учредительных и  внутренних документов.

Исключение вовлечения банка  и участия его служащих в осуществлении  противоправной деятельности, в том  числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с  законодательством Российской Федерации  сведений в органы государственной  власти и Банк России.

Повышение ответственности  банка в защите интересов инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за соблюдением сотрудниками банка  законодательных и нормативных актов, обеспечения надлежащего уровня банковской деятельности, которая должна соответствовать проводимых банком операций и минимизации рисков.

Для достижения поставленных целей служба внутреннего контроля должна усилить координацию действий всех подразделений банка и, прежде всего, обеспечивать соблюдение всеми  службами и сотрудниками банка федерального законодательства и соответствующих  нормативных актов, а также внутренних документов, определяющих экономическую  политику банка. Для этого необходима разработка всех необходимых нормативных  материалов о подразделениях банка  и служебных обязанностях сотрудников. Осуществление контроля посредством  регулярных проверок деятельности подразделений  банка и отдельных сотрудников  для возможности выяснить степень  соответствия их действий и результатов  работы требованиям законодательства, нормативных актов, внутренних документов, должностных инструкций, внесённых  изменений в документы, регламентирующие права и обязанности сотрудников.

Необходимо проверять  также правильность ведения работниками  первичной документации, осуществления  в полном объёме установленных в  банке процедур сверки, согласования и визирования документов, формирования на базе первичных документов балансовых и отчётных данных.

Изменять характер и цели управления банком. От решения во многом спонтанных ситуаций на рынке ценных бумаг, кредитов, валюты и различного рода банковских услуг банк переходит  к выработке долгосрочной политики. Роль внутреннего контроля в разработке перспективной программы развития банка. Он должен обеспечивать оценку состояния системы принятия решений  в банке и соответствие выбранной  тактики развития коммерческой деятельности целям, определённым его акционерами  и участниками, закреплёнными соответствующими документами.

Решение данных задач предполагает принятие акционерами и участниками  банка концепций развития банка  как организации в текущих  и последующих годах с количественных и качественных критериев деятельности банка.

Служба внутреннего контроля должна предоставлять руководству  банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также предложения о системе  внутренних организационных мер, которые  необходимо предпринять для их достижения. Это заключение должно базироваться на предварительном анализе динамики результатов финансово-хозяйственной  деятельности банка, точности финансового  планирования, прогнозирования и оптимизации основных банковских рисков.

Особое внимание должно быть уделено рассмотрению всех аспектов осуществления кредитной политики с более подробным изучением  вопросов, связанных с предоставлением  крупных кредитов одному заёмщику или  группе связанных заёмщиков, что  приводит к концентрации кредитных  рисков.

Внутренний контроль при  осуществлении финансовых операций должен быть направлен на:

соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров  и брокеров, объёмов выдаваемых и  привлекаемых одним лицом ресурсов;

установление объёма операций и сделок, свыше которого решения  о проведении сделки или операции принимаются вышестоящим руководителем  или постоянно действующим коллегиальным  органом (кредитным комитетом, Правления  и т. п.).

Одним из важных элементов  деятельности службы внутреннего контроля является ознакомление руководства  банка со всеми нарушениями в  деятельности подразделений и отдельных  сотрудников, разработка и принятие своевременных и эффективных  решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в  деятельности банка.

На этом этапе сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь право выдавать временные (до решения руководства банка) предписания  в целях недопущения действий, результатом которых может стать  нарушение федерального законодательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности, принятия на себя банком чрезмерных рисков, что может привести к серьёзным финансовым потерям.

Важное место в деятельности службы внутреннего контроля занимает контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности, соответствием данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта, что отвечает и поставленной Центральным  банком задаче обеспечения достоверности  предоставляемой кредитными организациями  информации. Эта работа должна сочетаться с хорошо организованным во многих банках последующем контролем.

Особое внимание необходимо уделять системам осуществления  платежей и электронной обработки  данных с целью обеспечения безопасности этих операций, уменьшения риска убытков  из-за системных ошибок, потери важных данных, злоупотреблений.

Внутренний контроль можно  рассматривать как систему мер  безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения  чёткого выполнения указаний руководства  банка.

Внутренний контроль организационно представлен как структурное  подразделение банка и подчиняется  руководителю банка. Таким образом  задачи внутреннего контроля весьма разнообразны:

- проверка правильности  ведения бухгалтерского учёта;

проверка правильности ведения  счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т.д.);

проверка законности выполнения отдельных операций и т.д.

Для успешного выполнения своих функций органы контроля должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей  информации, как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также  полномочия придавать своим решениям обязательный характер.

Органы банковского контроля должны иметь хорошее представление  о сути банковской деятельности и  по мере возможности добиваться того, чтобы банк квалифицированно управлял принимаемыми им рисками. Эффективный  надзор требует, чтобы размеры и  характер рисков, принимаемых на себя банком, оценивались, и таким оценкам  должен соответствовать контроль. Органы надзора должны убедиться в том, что банк располагает ресурсами, соответствующими принятым им рискам, в частности, достаточным капиталом, квалифицированным руководством, эффективными системами контроля и учета.

Контроль должен способствовать формированию эффективной и конкурентной банковской системы, отвечающей потребностям общества в финансовых услугах, предоставляемых  по приемлемым ценам.

Контроль не может и  не должен гарантировать, что банк не разорится. Внутренний контроль в банке - совокупность системы органов и  направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка  осуществления и достижения целей, установленных законодательством  Российской Федерации, настоящим Положением, учредительными и внутренними документами  кредитной организации.

Система органов внутреннего  контроля в банке определена учредительными и внутренними документами кредитной  организации совокупность органов  управления, а также подразделений  и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Усложнение банковской деятельности, внедрение новых банковских услуг, установление тесного межбанковского сотрудничества требует разработки режима управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от ее использования  в личных целях.

Важное значение в рамках информационной политики имеет своевременное  предоставление руководству банка, руководителям подразделений и  комитетов полной и достоверной  информации о проводимых операциях, уровне эффективности операций, выполнении лимитов и пр. В банках, как  правило, существует пакет так называемой управленческой отчетности, которая  предназначена для внутреннего  пользования руководством банка  и необходима при принятии решений  и оценке рисков, возникающих в  деятельности кредитной организации.

Надежная система внутреннего  контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных  требований, а также поступающей  извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение  к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной  и правильно оформленной.

Также система внутреннего  контроля требует наличия надежных информационных систем, охватывающих все основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым  контролем и в отношении них  должны быть разработаны соответствующие  мероприятия по поддержке при  чрезвычайных обстоятельствах.

Надежная система внутреннего  контроля предполагает наличие эффективных  информационных систем, позволяющих  обеспечить полное понимание и соблюдение сотрудниками в практической деятельности политики и процедур, регулирующих обязанности, а также доведение  необходимой информации до соответствующих  сотрудников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате изложенного выше можно сделать  следующие основные заключения.

В настоящее время финансовому  контролю государственные органы и  соответствующие научные и административные учреждения уделяют все большее  внимание как в банках, так и  в других финансовых и коммерческих структурах. Ведь хорошо известны нежелательные, а часто и пагубные последствия  недооценки как внешнего, так и  внутреннего контроля в различных  кредитных и коммерческих организациях, в том числе - и в коммерческих банках. В настоящее время всесторонний контроль рассматривается как одно из основных звеньев в функции  эффективного управления деятельностью  различных финансово-кредитных организаций. Активизировались усилия государственных  структур в направлении выработки  и создания единой концепции и  системы государственного финансового  контроля, организации структур контрольной  деятельности - все это с целью  улучшения систем функционирования всеобщего финансового контроля на всех его уровнях, для повышения  эффективности механизмов контроля во всей финансово-экономической деятельности в государстве.

В направлении улучшения  организации ведомственного и общегосударственного контроля большое внимание уделяется  эффективной организации внутрибанковского  контроля и в коммерческих банках. Хорошо известно, какие огромные финансовые средства функционируют в таких  финансовых организациях. Эффективный  контроль их деятельности весьма важен  для выполнения важных общегосударственных  задач.

Государственные органы Российской Федерации непосредственным образом  заинтересованы в хорошей организации  внутрибанковского контроля, поскольку  это в значительной мере способствует реализации таких функций, как контроль законности и эффективности использования  в таких, как и других финансово-кредитных  организациях, государственных материальных и финансовых средств и ресурсов. Высшие государственные органы в  Российской Федерации требуют, чтобы  соответствующие органы контрольной  службы осуществляли качественно проверку эффективности деятельности внутренних контрольных структур во всех финансовых организациях. Если внутренняя контрольная  служба функционирует эффективно, то это является верным путем к высокому уровню состояния финансовой деятельности коммерческого банка, выполнению им поставленных задач и рациональному использованию финансовых средств.

Определенная внутренняя работа в банках на уровне менеджмента  всегда проводится, но очень важны  соответствие ее организации требованиям  эффективной рыночной деятельности, действующим государственным и  международным стандартам, достижениям  современной науки и систем управления. Внутрибанковский менеджмент - это  весьма важная часть постоянного  мониторинга функционирования банка, поскольку он способствует должной  оценке соответствия и рациональности установленных правил деятельности и контроля и их надлежащее исполнение. Следует, чтобы эта внутренняя служба в банке была тесно связана  с повседневной его работой. Внутренний менеджмент таким образом, будучи связанным  с работой банка, его управлением, советом директоров, способствует обеспечению  его ликвидности и платежеспособности, рентабельности работы, стабильности финансовых результатов, предупреждению возможного ущерба в разных направлениях финансовой деятельности банка.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Положение Банка России № 242 – П “ Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах ” 1997 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации “ О банках и банковской деятельности ” 1996 г.
  3. Федеральный закон Российской Федерации “ О центральном банке Российской Федерации ” 1995 г.
  4. Федеральный закон № 115 – ФЗ “ О противодействии легализации ( отмыванию ) доходов, полученный преступным путем, и финансированию терроризма” от 07.08.2001
  5. Печникова А. В., Маркова О. М., Стародубцева Е. В. “ Банковские операции ”, М., ИНФРА – М, 2011 г. 368 с.
  6. Каджаева М. Р., Дубровская С. В. “ Банковские операции ” , М., Центракадемии, 2011 г.
  7. Жарковский Е. П. “ Анализ деятельности коммерческих банков ”, М., Омега – Л, 2011 г. 312 с.
  8. Владиславлев Д. Н. “ Энциклопедия банковского дела ”, М., Ось – 89, 2011 г. 204 с.
  9. Максютов А. А. “ Банковский менеджмент ”, М., Альфа - Пресс, 2008 г. 444 с.
  10. Маковникова Г. А., Кантор В. Е. “ Финансовый менеджмент ”, М., ЮРАИТ, 2011 г.
  11. Герасименко В. П., Рудская Е. Н. “ Финансы и кредит ”, М., ИНФРА – М, 2011 г. 383 с.
  12. Ярочкин В. И. “ Безопасность банковских систем ”, М., Ось – 89, 2008 г. 416 с.
  13. Кузнецова В. В., Ларина О. И. “ Банковское дело ”, М., КНОРУС, 2010 г. 234 с.
  14. Ивашкевич В. Б. “ Оперативный контролинг ”, М., Магистр ИНФРА – М, 2011 г.
  15. Воскобойников Я. М. “ Финансы ”, М., Дашкова и Ко, 2011 г.
  16. Кабанцева Н. Г. “ Финансы ”, М., Феникс, 2011 г. 349 с.
  17. Варламова М.А., Варламова Т.П., Ермасова Н.Б., “ Деньги, кредит, банки ”, М., РИОР, 2009 г.
  18. Купцов М.М., “ Финансовый менеджмент ”, М., РИОР, 2011 г.
  19. Купцов М. М. “ Финансы ”, М., РИОР, 2008 г. 121 с.
  20. Петров М. А., Дербенева Е. Н., Куличева О. А. “ Банковское дело ”, М., Читай, 2011 г.

Информация о работе Внутренний контроль в коммерческом банке