Внутренний контроль в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время финансовому контролю кредитных организаций, в их числе - и коммерческих банков, государство уделяет все большое внимание. Нежелательные, а часто и тяжелые последствия недооценки как внутреннего, так и внешнего контроля( как одних из основных звеньев функции управления деятельностью кредитных организаций )хорошо известны. В настоящее время активизировались усилия государственных органов по выработке единой концепции государственного финансового контроля, по формированию структур контрольной деятельности для улучшения механизмов функционирования всеобщей и высокоэффективной системы финансового контроля на всех уровнях финансово-экономической деятельности в государстве.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы внутрибанковского контроля в коммерческом банке
1.1 Сущность, цели и задачи внутрибанковского контроля………………………………….6
1.2 Основные направления и цели внутрибанковского контроля……………………………7
Глава 2. Организация внутрибанковского контроля и аудита
2.1 Организация контроля на индивидуальном уровне и в структурных подразделениях..14
2.2 Анализ системы внутрибанковского контроля на макроуровне………………………....17
Глава 3. Пути совершенствования внутрибанковского контроля в настоящее время……...21
Заключение…………………………………………………………………………………….....26
Литература………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Контролировать документы  по вопросам взаимодействия службы внутреннего  контроля с подразделениями и  служащими коммерческого банка, правильность их оформления и утверждения.

Контроль за функционированием  системы управления банковскими  рисками осуществляется на постоянной основе. Оценка банковских рисков предусматривает  выявление и анализ внутренних и  внешних факторов, оказывающих воздействие  на деятельность кредитной организации.

В процессе распределения  полномочий между подразделениями  и служащими при совершении банковских операций нужно включать в том  числе такие формы контроля, как:

Проверки, выполняемые органами управления путем запросов отчетов  и информации о результатах деятельности структурных подразделений в  целях выявления недостатков  контроля, нарушений, ошибок;

Контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством оценки работы починенных им служащих;

Материальный контроль, работы исполнителей путем проверок, ограничений  в работе с материальными ценностями, разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для  хранения материальных ценностей;

Оценка соблюдения установленных  норм на осуществление банковских операций и других сделок путем получения  соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;

Контроль соблюдения порядка  совершения банковских операций.

Банк как коммерческая организация должен обеспечить распределение  должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить  конфликт интересов и условия  его возникновения. Банк должен установить порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта  интересов.

Процесс контроля за управлением  информационными потоками и обеспечением информационной безопасности должен распространяться на все направления ее деятельности. Информация по направлениям деятельности банка должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля. Общий контроль предусматривает контроль компьютерных систем, проводимых с целью бесперебойной и непрерывной работы. Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций.

Мониторинг системы внутреннего  контроля надо осуществлять на постоянной основе руководством и служащими  различных подразделений. Банк принимает  необходимые меры по совершенствованию  внутреннего контроля для обеспечения  его эффективного функционирования, также с учетом изменения внутренних и внешних факторов, оказывающих  влияние на финансовую деятельность.

Службу внутреннего контроля в коммерческих банках строят на основе следующих основных принципов:

Открытость всех организационных  структур и подразделений банка  для контрольных проверок;

Проведение постоянного  контроля за рисками в банковской деятельности и их возможностями;

Распределение обязанностей сотрудников так, чтобы ни одно должностное  лицо не отвечало за выполнение операции в целом;

Контроль каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее выполненных процедур;

Проведение постоянного  контроля за физическим доступом к  активам и документам банка.

Систему внутреннего контроля организуют органы управления банка  в соответствии с его учредительными документами. Для постоянного мониторинга  за процессом функционирования системы  внутреннего контроля, выявления  и анализа проблем, связанных  с ее функционированием, создается  служба внутреннего контроля. Она  должна отвечать требованиям Центрального банка РФ и осуществлять деятельность на основании Устава банка и внутреннего  положения о службе внутреннего  контроля, утверждаемого Советом  директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости  от размеров банка, сложности выполняемых  операций.

Вся служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами  и положением банка о службе внутреннего  контроля.

Обычно руководитель службы внутреннего контроля назначается  и освобождается от должности  органом управления банка. Порядок  назначения и освобождения от должности  руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость  от исполнительного органа банка. Кроме  того, руководитель службы внутреннего  контроля должен иметь высшее экономическое  или юридическое образование  и стаж работы в подразделении  кредитной организации на ответственных  участках, связанных с принятием  кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков в общей  сложности не менее трех лет.

Работники службы внутреннего  контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых  ими функций и иметь необходимые  профессиональные навыки и квалификацию. Все сотрудники в службе внутреннего  контроля не вправе исполнять другие обязанности в банке.

Для этого службе внутреннего  контроля предоставляются необходимые  права для осуществления контроля. Например, они имеют право получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников необходимые  для проведения контроля документы. К таким документам относятся  бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные  документы, документы, связанные с  компьютерным обеспечением деятельности банка, а также приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка.

Сотрудники службы внутреннего  контроля имеют право на доступ во все помещения проверяемых подразделений. Доступ в архивы, денежные хранилища, компьютерные залы осуществляется с  обязательным привлечением руководителей  проверяемых подразделений или  сотрудников по их поручению.

С ведома исполнительного  органа банка сотрудники службы внутреннего  контроля имеют право снимать  копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получать расшифровки  этих записей. В результате проверок сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно определять соответствие действий и операций, осуществляемых персоналом банка, требованиям  действующего законодательства, нормативных  актов Банка России, внутренних документов банка.

Работники службы внутреннего  контроля имеют право самостоятельно оценивать постановку бухгалтерского учета в банках, качество и достоверность  отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях, сделках, а характеризовать  результаты анализа финансового  положения и риски банковской деятельности.

При осуществлении проверок и решении задач внутреннего  контроля в случае необходимости  привлекаются сотрудники других структурных  подразделений банка.

В обязанности службы внутреннего  контроля и ее сотрудников входит организация постоянного контроля путем регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных  сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, а  также должностным инструкциям.

К обязанностям службы внутреннего  контроля относится и контроль выполнения сотрудниками банка установленных  процедур, функций и полномочий по принятию решений. В ходе проверок проверяющие  органы обязаны документировать  каждый факт проверки и по итогам оформлять  заключения по результатам проверок, которые представляются руководителям  банка и соответствующих подразделений.

Документы должны отражать все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и  нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного  и иного воздействия к нарушителям. Исполнение рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений  должно осуществляться под наблюдением  и контролем службы внутреннего  контроля.

Работники службы внутреннего  контроля должны своевременно информировать  руководство банка о всех вновь  выявленных рисках, случаях нарушений  сотрудниками законодательства, нормативных  актов, внутренних распоряжений, а также  установленных банком процедур, связанных  с функционированием системы  внутреннего контроля.

Кроме того, до сведения руководства  банка должно быть доведено содержание мер, принятых руководителями проверяемых  подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

В банковской деятельности организации внутреннего контроля рисков должно быть уделено большое  внимание. Риски в банковском деле могут привести к утрате ликвидности, к большим финансовым потерям и убыткам. Основной целью этого направления во внутреннем контроле является ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, путем выполнения конкретных процедур контроля за соблюдением требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обычаев.

Внутренний контроль рисков банковской деятельности необходимо осуществлять по линии административного и  финансового контроля.

Административный контроль должен обеспечить проведение операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с  установленными банком полномочиями и  процедурами принятия решений по проведению операций.

Финансовый контроль обеспечивает защиту активов, проведение операций в  строгом соответствии с нормативными документами, точное отражение в  учете и отчетности банковских операций и достоверность финансовой отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

В системе внутреннего  контроля за основными видами рисков банковской деятельности предусмотрены  три основные уровня: индивидуальный ( сотрудник ), микроуровень ( подразделения ) и макроуровень.

 

Глава 2. Организация внутрибанковского контроля

 

2.1 Организация контроля на индивидуальном уровне и в структурных подразделениях

 

На первом из уровней могут  возникать банковские риски в  связи с принятием отдельными работниками неправомерных и  некомпетентных решений, при несоблюдении сотрудниками банка установленных  правил и процедур, превышении полномочий ( по составу и объему операций ). Риски включают: хищение ценностей, проведение сделок и операций, наносящих  банку ущерб, вовлечение банка в  коммерческие взаимоотношения с  теневой или криминальной экономикой.

При проведении контроля на индивидуальном уровне основной объект контроля - это отдельный работник, его компетентность и мотивация при принятии решений.

При этом используют три  вида контроля за деятельностью сотрудников: предварительный, текущий и последующий.

Под предварительным контролем  считают контроль за подбором и расстановкой кадров. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за соблюдением  установленных в банке критериев  по кругу работников, которые в  силу служебного положения принимают  решения. При этом принимаются во внимание как квалификационные ( образование, стаж работы ), так и личностные характеристики сотрудников применительно к  содержанию работы и объему ответственности. Это делается с целью исключения возможности принятия важных решений  в части финансового состояния  кредитной организации лицами с  сомнительной деловой репутацией или  недостаточно компетентными.

Перед выдвижением на должность  работник проходит согласование со службой  внутреннего контроля, которая проверяет  содержание заключаемого при этом контракта, наличие и содержание служебных  инструкций, четко регламентирующих должностные обязанности сотрудника. При текущей проверке служба внутреннего  контроля организует постоянный мониторинг и контроль за наличием в соответствующем  структурном подразделении и  на уровне банка систем контроля за выполнением сотрудником правил совершения банковских операций, оценивает  эффективность и работоспособность  этих систем. Кроме того, контролируется соблюдение сотрудником установленных  служебных обязанностей.

Банком России рекомендуется, при текущем контроле в обязательном порядке проверять соблюдение индивидуальных лимитов, открытых позиций дилеров и брокеров; объемы выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов, установление максимального объема операций и сумм сделок для отдельных сотрудников, принимающих самостоятельные решения об их проведении без согласования с вышестоящим руководством или постоянно действующим компетентным органом (кредитный комитет, правление и т.п.).

Информация о работе Внутренний контроль в коммерческом банке