Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:54, реферат
Таким образом, финансы в совокупности составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.
Именно актуальность и практическая значимость изучения роли финансов в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние финансов на экономику».
Основной целью данной работы является определение финансов как экономической категории и их роли в рыночной экономике.
Введение 3
Глава 1 .Специфика финансов, их отличительные свойства 5
1.1.История возникновения и развития финансовых
отношений в экономике 5
1.2.Сущность финансов как экономической категории 8
Глава 2.Роль финансов в рыночной экономике 13
2.1.Функции финансов 13
2.2.Роль финансов в расширенном воспроизводстве 16
Глава З.Сущность и значение финансовой системы 21
3.1 .Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязанность 21
3.2.Становление и развитие финансовой системы РФ
и основные направления ее реформирования 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
В процессе исторического
развития сущность перераспределительных
процессов значительно
Гигантское развитие
производительных сил в XX столетии,
особенно во второй его половине, научно-технический
прогресс, расширение функций государства,
демократизация общественной жизни
в странах с развитой рыночной
экономикой обусловили существенные изменения
в сфере государственных
Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В основных зарубежных странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества).
Характер
В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат.
Таким образом, финансы
- это распределительная
Как известно, цена
есть денежное выражение стоимости
товара. Прежде чем произойдет распределение
и перераспределение
Крупные перераспределительные процессы
протекают в сфере кредитных отношении.
Финансы и кредит — взаимосвязанные категории.
В сочетании они обеспечивают кругооборот
денежных фондов предприятий на расширенной
основе. Кредитные ресурсы привлекаются
в Российской Федерации для покрытия бюджетного
дефицита.
Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.
В отличие от финансов,
выражающих одностороннее и безвозмездное
движение стоимости, кредит должен быть
в обусловленный срок возвращен
кредитору с уплатой по нему заранее
установленных процентов.
Таким образом, финансовые отношения охватывают
две сферы:
-экономические денежные отношения, связанные
с формированием и использованием централизованных
денежных фондов государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной системе
и правительственных внебюджетных фондах;
-экономические
денежные отношения,
2 Роль финансов в рыночной экономике
2.1 Функции финансов
Сущность финансов
проявляется в их функциях, под
которыми понимают "работу", выполняемую
финансами. Финансы выполняют три
основные функции: распределительную,
стимулирующую и контрольную. Причем
первые две осуществляются одновременно,
поскольку каждая финансовая операция
включает, с одной стороны, распределение
общественного продукта и национального
дохода, а, с другой, контроль за этим
распределением. Рассмотрим каждую
из названных функций подробнее.
Распределительная функция финансов.
Распределение национального дохода заключается
в создании так называемых основных, или
первичных, доходов. Их сумма равна национальному
доходу. Основные доходы формируются при
распределении национального дохода среди
участников материального производства.
Они делятся на две группы:
-зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров,
крестьян, других категорий работников,
занятых в сфере материального производства;
-доходы предприятий сферы материального
производства.
Однако распределение национального дохода
не ограничивается лишь его распределением
между теми, кто его создавал, т.е. среди
участников материального производства.
Дело в том, что государство имеет и другие
отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную
сферу, где национальный доход не создается;
однако оно обязано заботиться о развитии
их, а значит, выделять для этого денежные
средства. К числу таких сфер и областей
можно отнести развитие приоритетных
отраслей народного хозяйства, обеспечение
обороноспособности страны, просвещение,
здравоохранение, управление, социальное
страхование и социальное обеспечение,
поддержание депрессивных регионов и
т.д.
Для того чтобы
быть способным нести и эти
денежные расходы, государство с
помощью финансов изымает часть
созданных в сфере
Перераспределение
национального дохода в Российской
Федерации происходит, в частности,
в интересах структурной
Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную сферу, где доходы не создаются. Цель финансового контроля - рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных
задач финансового контроля - проверка
неукоснительного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых
обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также
взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов осуществляется
через многогранную деятельность финансовых
органов. Работники финансовой системы,
казначейства и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджета. В зависимости
от того, кто осуществляет финансовый
контроль, он может быть общегосударственным,
ведомственным, внутрихозяйственным,
общественным и независимым (аудиторским).
Важную роль в осуществлении финансового
контроля играют Минфин России и его органы
на местах. Весьма эффективен контроль,
осуществляемый Федеральной налоговой
службой РФ, в которой трудятся около 190
тыс. человек. Главной задачей Федеральной
налоговой службы РФ является контроль
за соблюдением законодательства о налогах,
правильностью их исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующие
бюджеты.
Сущность стимулирующей
функции финансов состоит в том,
что государство с помощью
целой системы финансовых рычагов
может оказывать воздействие
на развитие предприятий, целых отраслей
в нужном обществу направлении. Как
мы теперь знаем, финансы участвуют
в процессе создания денежных доходов,
а также в процессе их распределения.
Имея такой финансовый рычаг, как
распределение денежных доходов, и
умело управляя им, государство может
эффективно стимулировать или сдерживать
развитие того или иного экономического
процесса. Если говорить о конкретных
рычагах и способах воздействия
на экономические процессы, то надо
назвать следующие:
1.Бюджет. Средства из бюджета на развитие
той или иной отрасли, комплекса отраслей
или отдельного предприятия можно выделить,
а можно и не выделить;
2.Цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики
государство, как известно, вмешивается
в процесс ценообразования, устанавливает
тарифы, которые оказывают влияние на
финансовое состояние компаний. Так вот
цену на продукцию, к примеру зерно, можно
установить высокую, выгодную для производителя,
а можно и низкую, на уровне затрат предприятия,
а то и ниже. В этом случае сельскохозяйственное
предприятие понесет убытки и ни о каком
дополнительном стимулировании производства
не может быть и речи;
3.Налоги. Это наиболее мощный финансовый
инструмент стимулирования хозяйственной
деятельности. Низкими налогами можно
стимулировать производство и, напротив,
чрезмерно высокими - подорвать его;
4.Экспортно-импортные пошлины, тарифы,
которые могут быть низкими, льготными,
а могут быть высокими, делающими невыгодными
экспортно-импортные операции.
Можно привести и другие примеры выполнения финансами стимулирующей роли. Однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование одного или одновременно нескольких перечисленных финансовых рычагов.
Функции финансов
реализуются через финансовый механизм,
представляющий собой часть хозяйственного
механизма. Финансовый механизм включает
совокупность организационных форм
финансовых отношений в народном
хозяйстве, порядок формирования и
использования централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств,
методы финансового планирования, формы
управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
В условиях углубления рыночных реформ
применяется качественно новый
финансовый механизм. Это касается
взаимоотношений предприятий и
населения с бюджетной
2.2.Роль финансов
в расширенном воспроизводстве
Расширенное воспроизводство включает
непрерывное возобновление и расширение
производственных фондов, рост ВВП и его
главной части — национального дохода,
воспроизводство рабочей силы и производственных
отношений. Оно осуществляется с использованием
экономических рычагов, товарно-денежных,
финансовых и кредитных отношений. Важная
роль в воспроизводстве всех составных
частей ВВП принадлежит государственным
финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
Следует отметить,
что в условиях административно-командной
системы эффективность
В условиях углубления
рыночных реформ происходит перестройка
всей системы финансовых отношений
в народном хозяйстве. Государственные
финансы, и прежде всего бюджетная
система, путем соответствующего направления
средств должны обеспечить структурную
перестройку экономики, ускорение
научно-технического прогресса, повышение
эффективности производства, и на
этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются
потребности расширенного воспроизводства
на макроуровне; осуществляется межотраслевое
и территориальное перераспределение
ресурсов для выравнивания уровня экономического
и социального развития отдельных регионов.
Следует отметить, что расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 90-е годы сократились. Так, в 1996 г. они составили 64 трлн. руб., или 14% от общей суммы расходов федерального бюджета против 33 - 34% в условиях административно-командной системы. С начала 1990 г. отмечалось дальнейшее замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.
Информация о работе Воздействие финансов на экономику государства