Воздействие финансов на экономику государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Таким образом, финансы в совокупности составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.
Именно актуальность и практическая значимость изучения роли финансов в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние финансов на экономику».
Основной целью данной работы является определение финансов как экономической категории и их роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 .Специфика финансов, их отличительные свойства 5

1.1.История возникновения и развития финансовых

отношений в экономике 5

1.2.Сущность финансов как экономической категории 8

Глава 2.Роль финансов в рыночной экономике 13

2.1.Функции финансов 13

2.2.Роль финансов в расширенном воспроизводстве 16

Глава З.Сущность и значение финансовой системы 21

3.1 .Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязанность 21

3.2.Становление и развитие финансовой системы РФ

и основные направления ее реформирования 23

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Текстовый документ OpenDocument 555.docx

— 25.51 Кб (Скачать файл)

В процессе исторического  развития сущность перераспределительных  процессов значительно изменилась. В XIX в. в условиях жестокой производственной эксплуатации широкие народные массы  несли и основное бремя финансовой эксплуатации.

Гигантское развитие производительных сил в XX столетии, особенно во второй его половине, научно-технический  прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни  в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения  в сфере государственных финансов. Они выразились в том, что значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Это прежде всего выразилось в  крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с  требованиями научно-технической революции  особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например в Великобритании, было национализировано здравоохранение  и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные  процессы осуществляются только в интересах  трудящихся масс. В основных зарубежных странах до сих пор сохраняются  крупные военные расходы, затраты  по выплате процентов и погашению  государственного долга, при которых  получателями средств выступают  монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные  общества).

Характер перераспределительных  процессов во многом определяется уровнем  милитаризации экономики. В странах  с высокими военными расходами затраты  на социальные цели ниже, а в странах  с низкими военными расходами  социальные расходы выше.

В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем  расходов на военные цели, неэффективным  использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом  финансирования социальных затрат.

Таким образом, финансы - это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен  и кредита.

Как известно, цена есть денежное выражение стоимости  товара. Прежде чем произойдет распределение  и перераспределение национального  дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и  выступает исходной основой дальнейшего  распределительного процесса. В условиях гиперинфляции в Российской Федерации  произошел резкий рост цен и перераспределительная  функция цени усилилась. Цены также  регулируют спрос и предложение  на товары и тем самым оказывают  воздействие на воспроизводство. 
 
 Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношении. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. Кредитные ресурсы привлекаются в Российской Федерации для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого  через банковскую систему и специальные  финансово-кредитные институты. Банки  аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и  передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности  предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное  движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен  кредитору с уплатой по нему заранее  установленных процентов. 
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы: 
 -экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

-экономические  денежные отношения, опосредствующие  кругооборот децентрализованных  денежных фондов предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль финансов  в рыночной экономике

2.1 Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под  которыми понимают "работу", выполняемую  финансами. Финансы выполняют три  основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную. Причем первые две осуществляются одновременно, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение  общественного продукта и национального  дохода, а, с другой, контроль за этим распределением.  Рассмотрим каждую из названных функций подробнее. 
 Распределительная функция финансов. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 
 -зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; 
 -доходы предприятий сферы материального производства. 
 Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается; однако оно обязано заботиться о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т.д.

Для того чтобы  быть способным нести и эти  денежные расходы, государство с  помощью финансов изымает часть  созданных в сфере материального  производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем  самым перераспределение национального  дохода. Финансы в этом случае активно  участвуют в распределении и  перераспределении национального  дохода, способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит, в частности, в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики - сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии  военного производства, в пользу наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных  матерей и т.д.

Контрольная функция  заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода по соответствующим  фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где  создаются доходы, так и непроизводственную сферу, где доходы не создаются. Цель финансового контроля - рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных  богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка неукоснительного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий  и организаций по расчетам и платежам. 
 Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). 
 Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой РФ, в которой трудятся около 190 тыс. человек. Главной задачей Федеральной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Сущность стимулирующей  функции финансов состоит в том, что государство с помощью  целой системы финансовых рычагов  может оказывать воздействие  на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Как  мы теперь знаем, финансы участвуют  в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как  распределение денежных доходов, и  умело управляя им, государство может  эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия  на экономические процессы, то надо назвать следующие: 
 1.Бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить; 
 2.Цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Так вот цену на продукцию, к примеру зерно, можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятия, а то и ниже. В этом случае сельскохозяйственное предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании производства не может быть и речи; 
 3.Налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и, напротив, чрезмерно высокими - подорвать его; 
 4.Экспортно-импортные пошлины, тарифы, которые могут быть низкими, льготными, а могут быть высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции.

Можно привести и  другие примеры выполнения финансами  стимулирующей роли. Однако и из приведенных видно, какое сильное  воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование  одного или одновременно нескольких перечисленных финансовых рычагов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и  использования централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы  управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый  финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и  населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Роль финансов  в расширенном воспроизводстве 
 Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс  через финансирование предприятий  и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую  политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной  системы эффективность использования  государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий - средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать  оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных  результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка  всей системы финансовых отношений  в народном хозяйстве. Государственные  финансы, и прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа. 
 За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Следует отметить, что расходы из федерального бюджета  на финансирование народного хозяйства  в реальном выражении в 90-е годы сократились. Так, в 1996 г. они составили 64 трлн. руб., или 14% от общей суммы  расходов федерального бюджета против 33 - 34% в условиях административно-командной  системы. С начала 1990 г. отмечалось дальнейшее замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.

Информация о работе Воздействие финансов на экономику государства