Воздействие финансов на экономику государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Таким образом, финансы в совокупности составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.
Именно актуальность и практическая значимость изучения роли финансов в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние финансов на экономику».
Основной целью данной работы является определение финансов как экономической категории и их роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 .Специфика финансов, их отличительные свойства 5

1.1.История возникновения и развития финансовых

отношений в экономике 5

1.2.Сущность финансов как экономической категории 8

Глава 2.Роль финансов в рыночной экономике 13

2.1.Функции финансов 13

2.2.Роль финансов в расширенном воспроизводстве 16

Глава З.Сущность и значение финансовой системы 21

3.1 .Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязанность 21

3.2.Становление и развитие финансовой системы РФ

и основные направления ее реформирования 23

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Текстовый документ OpenDocument 555.docx

— 25.51 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная  деятельность особенно сократилась  в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого - кризис неплатежей в  народном хозяйстве. Особенно существенно  свертывание капитального строительства  наблюдалось в отраслях топливно-энергетического  и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна  непроизводственная сфера, в частности  в этот период успешно развивалось  жилищное строительство.

Общий объем инвестиций в народное хозяйство Российской Федерации в 1996 г. составил 310 трлн. руб. Однако для обеспечения роста  экономики инвестиции должны были превышать 700 трлн. Руб.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве  предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия  и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства  для предприятий в рыночной экономике  облегчаются вследствие возросшей  доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в  результате четырежды проведенной  в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования  на финансовом рынке. Доля собственных  средств предприятий в общем  объеме капиталовложений в настоящее  время превысила бюджетные ассигнования на эти цели. Так, если в 1994 г. доля собственных  средств предприятий в общем  объеме инвестиций составила 58,3%, то в 20065 г. - 62,3%.

В настоящее время  инвестиционную политику предусматривается  осуществлять в следующих направлениях:

-дальнейшая децентрализация  инвестиционного процесса на  основе развития многообразных  форм собственности, повышения  роли внутренних (собственных) источников  накоплений предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

-государственная  поддержка предприятий за счет  централизованных инвестиций при  переносе центра тяжести с  безвозвратного бюджетного финансирования  на кредитование (на возвратной  и платной основе). Сохранение  безвозвратного бюджетного финансирования  преимущественно для социально  значимых объектов, имеющих некоммерческий  характер; 
 -размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе; 
 -усиление государственною контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

-значительное  расширение практики совместного  (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов;

-использование  части централизованных (кредитных)  инвестиционных средств на реализацию  особо эффективных и быстро  окупаемых инвестиционных проектов  и объектов малого бизнеса  независимо от их отраслевой  принадлежности и форм собственности  для ускорения структурно-технологической  перестройки производства;

-совершенствование  нормативной базы в целях привлечения  иностранных инвестиций. 
 Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.  Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая 
политика в настоящее время не стимулирует расширенное воспроизводство. С начала 1994 г. налогообложение предприятий возросло и достигло более 30% ВВП. 
 Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.  
 Таким образом, прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого уличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

3Сущность и значение финансовой системы

3.1.Финансовая  система, ее элементы и их  взаимосвязанность 
 Понятие "финансовая система" употребляется в двух значениях: во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие "система" предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система  России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных  форм собственности.

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую входят общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом. Во вторую - финансы предприятий (хозяйствующих  субъектов), которые используются для  обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем  распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость  концентрации в распоряжении государства  значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую  оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами  использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства  при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются  другие формы и методы образования  и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти децентрализованные фонды  денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Еще раз подчеркнем, что, несмотря на разграничение сферы  деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном  звене, финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы  предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  выступает национальный доход, создаваемый  в сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях.

Однако такая  связь общегосударственных финансов с финансами предприятий объясняется  не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, создаваемый  в сфере материального производства национальный доход. Аккумулировав  за счет предприятий сферы материального  производства средства в централизованных государственных фондах, к примеру  в бюджете, государство часть  этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в  данное время отраслей экономики. Скажем, бюджет страны пополнился за счет доходов  от отраслей нефтегазового или топливно-энергетического  комплекса, а направлены эти доходы на развитие предприятий пищевой  или медицинской промышленности, так необходимых в настоящее  время. Ведь процесс расширенного воспроизводства  на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме  бюджетных ассигнований, а также  использования банковских кредитов. Это значит, что общегосударственным  финансам, которыми государство имеет  возможность маневрировать, принадлежит  значительная роль в обеспечении  развития тех или иных отраслей народного  хозяйства, в перераспределении  финансовых ресурсов между отраслями  экономики, а также между регионами  страны, между производственной и  непроизводственной сферами, между  отдельными группами и слоями населения.

В этой взаимосвязи  и взаимозависимости составных  звеньев финансовой системы проявляется  единая сущность финансов, а также  единство финансовой системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Становление  и развитие финансовой системы  РФ и основные направления  ее реформирования

Переход к рыночной экономике предполагает реализацию системы мероприятий по следующим  направлениям:

-разгосударствление  и приватизация средств производства, что должно привести к образованию  экономически и юридически самостоятельных  товаропроизводителей, осуществляющих  свою деятельность в условиях  многообразия форм собственности;

-преобразование  финансовой системы страны в  систему, функционирующую в условиях  рыночных отношений между различными  собственниками и формирующую  государственный бюджет на соответствующих  этим условиям принципах; 
 -преобразована кредитной системы страны, чтобы она, обеспечивала реализацию рыночных отношений, и механизма государственного регулирования экономики;

-укрепление денежного  обращения в стране через комплекс  мер, обеспечивающих конвертируемость  денежной единицы и контроль  за эмиссией денег;

-осуществление  государственного регулирования  на основе создания правового  и экономического механизмов, соответствующих  достижениям мировой практики  и цивилизации в этих областях.

Исходя из этих направлений перехода к рыночной экономике в начале 1990 года стали  формироваться различные концепции  перестройки финансово-денежных отношений, которые в целом отражают следующие  позиции: 
 -сохранить существующую систему централизованного, командного управления экономикой (консервативная концепция); 
 -реализовать принцип демократического централизма на основе определенной демократизации управления и сохранения централизованного воздействия в базовых сферах экономики и политики (обновленная центристская концепция);

обеспечить полную демократизацию на основе рыночного  регулирования экономики и государственного обеспечения ее рыночного равновесия и сбалансированности (демократическая  радикальная концепция). 
 Поскольку консервативная концепция в принципе отвергает рыночное регулирование экономики, а под рынком понимается лишь сфера обмена потребительских товаров, а также использование товарно-денежных отношений, то предлагаются лишь стабилизация потребительского рынка и обуздание инфляции через денежную реформу, стимулирование производства товаров и услуг, жесткий экономический и административный контроль за сбалансированностью цен и доходов, государственного и местных бюджетов, отвлечение денег в сбережения и т.п. Иначе говоря, по консервативной концепции, вся перестройка финансово-денежной системы лежит в сфере административных мер.

Обновленная, центристская концепция предполагает разгосударствление собственности и многообразие ее форм, исключающих эксплуатацию труда. 
 Поэтому предлагаются экономические меры перестройки финансово-денежных отношений: направление средств от разгосударствления на погашение государственного внутреннего долга; связывание денежных доходов через государственные целевые беспроцентные займы и государственные казначейские обязательства; повышение до 9 % выплат по государственному внутреннему выигрышному займу 1982 года, введение срочных вкладов с повышением процентов - от 5 до 9% годовых в зависимости от срока хранения, повышение до 10% выплат по сберегательным сертификатам. Изменена и кредитная политика: в частности, повышен с 5 до 10% норматив отчислений банков в фонд регулирования кредитных ресурсов и сокращен на 5 % лимит кредитования, повышены проценты по депозитам предприятий (до 8%), а ставки по кредитам повышены в несколько раз и дифференцированы от 6 до 11%, за несвоевременно погашенные ссуды - до 25.

Наконец, концепция  предполагает рад мер по регулированию  денежных доходов населения. Среди  этих мер - установление соотношения 1:1 между ростом фонда оплаты труда  и ростом продукции, аналогично и  при снижении объемов производства. Кроме того, предусматривается переход  к свободному рыночному ценообразованию  при сохранении государственного контроля над ценами на товары, образующие основу потребительского бюджета населения. Однако процесс перехода рассматриваемая  концепция определяет как многоэтапный, постепенный, что в конечном счете  делает его неопределенным и по времени, и по конкретным мерам.

Радикальная концепция  хотя и предусматривает разгосударствление, приватизацию и развитие предпринимательства  на основе формирования рынка и рыночной инфраструктуры, постепенного снятия государственного контроля за ценами, все же содержит жесткие финансовое и денежно-кредитные меры, сильную  систему социальной поддержки и  гарантий. Так, предусматриваются решительные  меры для оздоровления финансов и  денежного обращения путем сокращения дефицита госбюджета и обеспечения  нулевого прироста совокупной денежной массы: структурная перестройка  и сокращение производственных расходов из бюджета; прекращение дотаций  и субсидий предприятиям; продажа  на мировом рынке части задолженности  других стран СССР; вводится эффективная  налоговая система; система Госбанка преобразуется в Резервную систему  без права кредитовать расходы  бюджета, последние дефицит покрывают  продажей ценных бумаг на условиях, приемлемых для покупателей. Кроме  того, государственные специализированные банки преобразуется в акционерные  коммерческие банки. Повышение ставки банковского процента по ссудам и  депозитам, разделение ссудного фонда, балансов банков позволят перейти к  нормальному механизму наличной эмиссии через продажу банкнот  банком по безналичному расчету. Предусматривается  открытие фондовых бирж и разрешение банкам торговать валютой по рыночным ценам; свободное хранение валюты в  банках для граждан; введение внутренней конвертируемости рубля; вывод всех сбербанков из подчинения Госбанку, что  обеспечит их развитие как коммерческих банков, баз автоматического изъятия  прироста вкладов; индексация вкладов  как мер защиты от инфляции.

Информация о работе Воздействие финансов на экономику государства