Всемирной Торговой Организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. История создания ВТО………………………………………………..4
1.1. Цель создания ВТО………………………………………………….4
1.2. История создания ВТО……………………………………………...4
Глава 2. Структура ВТО...………………………………………………………7
2.1.Страны – члены ВТО………………………………………………....7
2.2.Членство в ВТО. Условия присоединения новых стран…………..11
Глава 3. Преимущества ВТО…………………………………………………..15
3.1. Выгоды ВТО для потребителей……………………………………15
3.2. Выгоды для экономики страны в целом…………………………...16
3.3. Выгоды для взаимоотношений между странами………………….19
Глава 4. Россия и ВТО………………………………………………………….22
4.1. Цели и задачи присоединения России……………………………...22
4.2. Социально-политические последствия присоединения России к
ВТО………………………………………………………………………..23
4.3. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО…………...25
4.4. Перспективы вступления России, Белоруссии и Казахстана в ВТО
ввиду сложившейся в настоящее время экономической
ситуации…………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………………..38
Приложение №1 «История и функции
Всемирной Торговой Организации…………………………………………….39

Файлы: 1 файл

VTO.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения  дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической  деятельности. Применение принципов  ВТО позволяет повысить эффективность  внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в  страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды. Помимо экономических  выгод от более свободной внешней  торговли, государство получает и  определенные политические выгоды.

Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО  помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных  ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Борьба с коррупцией. Система  свободной торговли также создает  предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений  в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение  доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

3.3.Выгода системы  ВТО для взаимоотношений между  странами.

Обеспечение равных шансов для всех участников. Система ВТО  уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров. Система ВТО создает эффективный  механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными  самим себе”, могли бы привести к  серьезному конфликту. До Второй мировой  войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых  в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Укрепление международной  стабильности. Торговая система ВТО  помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния  торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой  соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Россия и ВТО.

4.1.Цели и задачи присоединения России.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших  в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

- расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок;

- участие в выработке  правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа  России в мире как полноправного  участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном  из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.10

4.2. Социально-политические последствия присоединения России к ВТО.

В социальной сфере вряд ли можно ожидать каких-либо фундаментальных  потрясений, в том числе масштабной безработицы. По подсчетам авторов исследования «Присоединение к ВТО и российский рынок труда», даже если производство и испытает какой-то шок, то изменения в занятости останутся незначительными, а именно один процентный пункт сокращения производства может повлечь за собой потерю 0,2% рабочих мест. В свою очередь эксперты ЦМАКП определяют этот показатель в 0,44%, а Министерство экономического развития говорит даже о росте занятости на 1,55%.

Это отнюдь не означает, что членство в ВТО не приведет к колебаниям спроса на труд в отдельных отраслях. Даже при существовании низкой эластичности занятости к производству в России (0,22) эксперты ЦЭФИР полагают, что из 23 обследованных ими отраслей относительно нечувствительными к импорту являются лишь 8, тогда как остальные не обладают таким иммунитетом.

Вместе с тем эксперты ЦЭФИР не исключают и роста  занятости в отдельных отраслях, в том числе в связи с  импортзамещением, возможным при  согласованных условиях присоединения  России к Организации (например, в  рыболовстве, производстве металлоконструкций, шарикоподшипников, приборов и продуктов нефтехимии).

Сводить все социальные последствия членства в ВТО к  одной лишь занятости было бы неверно, так как речь должна идти об объемах  и качестве потребления благ и  услуг, то есть качестве жизни в целом. Эксперты ЦЭФИР полагают, что работа в условиях ВТО создает резерв для повышения заработной платы на предприятиях нефте- и газодобычи, медицинской, кондитерской, полиграфической промышленности, в тяжелом энергетическом и транспортном машиностроении. Повышающаяся, но нестабильная заработная плата может преобладать в цветной металлургии и парфюмерной промышленности, относительно низкая, но растущая – в электротехнике, химии, производстве дорожно-строительных машин, компрессорного оборудования; низкая (и снижающаяся) – в лесохимии, текстильной, сахарной и микробиологической промышленности.

Если для российского  товаропроизводителя присоединение  к ВТО означает дополнительные риски, то теоретически от ожидаемых низких цен и разнообразия импорта должен выиграть российский потребитель, особенно в сфере услуг, где он пока сплошь и рядом остается заложником отечественных провайдеров при том, что часть услуг у нас не практикуется вовсе.

В структурном плане  присоединение к ВТО, скорее всего, усилит миграцию населения и промышленности с Востока и Севера на Запад и Юг России, концентрацию капитала, знаний и рабочих мест в крупных городах и у приграничных портов.

Помимо социальных выгод  от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды:

1. Защита от лоббирования. У правительства появляется больше  возможностей защищать себя от  действий лоббистских групп, так  как торговая политика осуществляется  в интересах экономики в целом.

2. Проводимая государством  политика протекционизма для  отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. Присоединение к системе ВТО способствует тому, что проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

3. Борьба с коррупцией. Система свободной торговли создает  предпосылки для принятия разумных  политических решений, борьбы  с коррупцией и привнесения  позитивных изменений в законодательную  систему, что способствует притоку инвестиций в страну.

4. Прозрачность и гласность,  то есть обеспечение доступности  всей информации по правилам  торговли для общественности. Более  четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности  и стандарты на продукцию, применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Присоединение России ко Всемирной торговой организации, а  точнее, его условия, механизмы и  цели – это сегодня не только предмет широкой общественной дискуссии, а одна из самых крупных и острых проблем политической и хозяйственной практики. От того, как она разрешится, во многом зависит будущее всей российской экономики, ее позиции на мировых рынках и повседневная жизнь каждого гражданина России.

4.3.О ходе переговоров по присоединению России к ВТО.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Информация о работе Всемирной Торговой Организации