Всемирной Торговой Организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. История создания ВТО………………………………………………..4
1.1. Цель создания ВТО………………………………………………….4
1.2. История создания ВТО……………………………………………...4
Глава 2. Структура ВТО...………………………………………………………7
2.1.Страны – члены ВТО………………………………………………....7
2.2.Членство в ВТО. Условия присоединения новых стран…………..11
Глава 3. Преимущества ВТО…………………………………………………..15
3.1. Выгоды ВТО для потребителей……………………………………15
3.2. Выгоды для экономики страны в целом…………………………...16
3.3. Выгоды для взаимоотношений между странами………………….19
Глава 4. Россия и ВТО………………………………………………………….22
4.1. Цели и задачи присоединения России……………………………...22
4.2. Социально-политические последствия присоединения России к
ВТО………………………………………………………………………..23
4.3. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО…………...25
4.4. Перспективы вступления России, Белоруссии и Казахстана в ВТО
ввиду сложившейся в настоящее время экономической
ситуации…………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………………..38
Приложение №1 «История и функции
Всемирной Торговой Организации…………………………………………….39

Файлы: 1 файл

VTO.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 году. На первом этапе  он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления  в 1998 году Россией первоначальных предложений  по доступу на рынок товаров и  по уровню поддержки сельского хозяйства  начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО.

На современном  этапе  в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель  Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.11

Согласно установленным  процедурам переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных  консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы  и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация  проводит переговоры по четырем направлениям.

1. Переговоры по тарифным  вопросам. Их цель – определение  максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин  по всей Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности, право на применение, которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту  переговоры по условиям доступа иностранных  товаров на российский рынок завершены  со всеми членами РГ по присоединению  России к ВТО, которые выразили желание  вступить в такие переговоры.

В рамках уже достигнутых  российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается  ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать  ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.12

Импортные таможенные пошлины  на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень  в настоящее время – 10,0 % (при  этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно      14,8 %,   11,5  %  и 12,9  %.13

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

22 апреля 2008 г. состоялась  очередная  многосторонняя встреча   по сельскому хозяйству, на  которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг.14

23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому  хозяйству принял участие   Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год). 15

По итогам встреч было принято решение о необходимости  продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке.

В целом техническая  работа по вопросам сельского хозяйства  близка к завершению. В настоящее  время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада  РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение следующих месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным  вопросам посвящены определению  мер, которые Россия должна  будет предпринять в области  законодательства и его правоприменения  для выполнения своих обязательств  как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада  РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров  с 2004 года, проведены консультации с  делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.

Очередная версия Доклада  РГ по присоединению России к ВТО  была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа.

Новый импульс для  завершения переговоров был дан  в рамках «перезагрузки» отношений  между Россией и США в ходе первой встречи президентов Д.А. Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля 2009 года. И в начале июня 2009 г. в Санкт-Петербурге в ходе очередного Международного экономического форума удалось достичь договоренностей с делегациями США и ЕС о графике завершения переговоров по присоединению России к ВТО в 2009 году.

Однако, ситуация коренным образом изменилась 9 июня 2009 г., когда в связи с активизацией строительства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана было объявлено о решении присоединяться к ВТО указанным союзом.

На сегодняшний день Россия является единственной в мире крупной экономикой, находящейся за пределами ВТО, что имеет целый ряд негативных последствий. Во-первых, несмотря на членство в «Большой восьмерке» и «Большой двадцатке», Россия пока лишена возможности полноценного участия в обсуждении ряда мировых экономических проблем, в частности, правил международной торговли, а следовательно, не может считаться активным участником процессов глобализации, в том числе создания системы глобального экономического управления. Во-вторых, неучастие в ВТО является все более серьезным сдерживающим обстоятельством для российского бизнеса, особенно на внешних рынках. В-третьих, без справедливого и недискриминационного участия России в международном обмене товарами, услугами, новейшими технологиями, т. е. без членства в ВТО, невозможно рассчитывать на проведение в стране модернизации.

4.4. Перспективы  вступления России, Белоруссии и Казахстана ВТО

ввиду сложившейся  в настоящее время экономической

ситуации

Решение России, Белоруссии и Казахстана объединиться в единый Таможенный союз, и их намерение присоединиться ко Всемирной торговой организации (ВТО) единым фронтом, а не по отдельности, окончательно запутало ситуацию. Двусторонний переговорный процесс с ВТО у каждой из этих стран изрядно затянулся (Россия, к примеру, ведет переговоры с организацией уже 16 лет), а после объявления о формирования трехстороннего Таможенного союза стал еще более туманным. Между тем, утверждения некоторых экспертов и наблюдателей о том, что данное решение значительно осложнит путь присоединения стран к организации, выглядят неубедительно, поскольку еще до принятия решения о создании Таможенного союза перспектива вступления трех стран во Всемирную торговую организацию была весьма призрачна. Их намерение войти в ВТО единым союзом едва ли может в значительной степени замедлить или ускорить этот процесс.

На минувшей неделе Москва, Минск и Астана в устной форме  проинформировали руководство ВТО  о временном приостановлении  переговоров. Как сообщил в Женеве глава Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития России Максим Медведков, 17 июня ВТО "получила неофициальное устное уведомление о приостановлении переговоров на то время, которое необходимо для проведения консультаций". При этом он подчеркнул, что у России, Белоруссии и Казахстана "есть задача максимально сохранить результаты прежних переговоров, достигнутых, главным образом, Россией и Казахстаном, на которые было потрачено много лет и усилий, и от которых отказываться нам не хочется". "Мы заявили, что останавливаем переговоры до определения нового формата переговоров с учетом формирования Таможенного союза", – добавил российский переговорщик. Медведков также не исключил, что до конца лета три страны проведут еще один раунд консультаций с ВТО в Женеве. На данном этапе можно констатировать, что Россия, Белоруссия и Казахстан взяли паузу в переговорном процессе с ВТО, которая продлится, по меньшей мере, до 1 января 2010 года. Именно к этой дате властями трех стран должен быть сформирован Таможенный союз. После этого Москва, Минск и Астана намерены возобновить переговоры с организацией уже единым фронтом.

Примечательно, что все  три государства не отказываются от присоединения к ВТО. Более  того, они подчеркивают, что это  одна из первостепенных задач для  них, но только уже не в индивидуальном порядке, а в формате союза. Так, по словам Медведкова, "задача скорейшего присоединения России к ВТО по-прежнему остается приоритетной". При этом он указал на то, что среди стран-членов организации последнее решение трех государств вызвало неоднозначную реакцию, в результате чего было сделано "много резких заявлений". В свою очередь, заместитель министра иностранных дел Белоруссии Андрей Евдоченко заявил на прошлой неделе в Минске, что и для его страны задача присоединения к ВТО также остается одной из важнейших. "Теперь эти процессы должны быть скоординированными, и наша единая внешнеторговая политика в рамках ЕврАЗэс должна будет пройти проверку на прочность", – отметил он.

Москва, Минск и Астана надеются, что в перспективе переговорный процесс будет продолжен на основе уже достигнутых договоренностей на двусторонней основе, и ожидают, что ВТО не пойдет на перечеркивание прежних договоренностей. В противном случае данный процесс действительно может замедлиться и растянуться на долгие годы. Так, 18 июня премьер-министр России Владимир Путин заявил, что Москва намерена добиваться того, чтобы ВТО воспринимала участников Таможенного союза "как единое лицо", опираясь на багаж договоренностей, достигнутых еще в прежнем двустороннем формате переговоров. На встрече с главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной он отметил, что решение о создании Таможенного союза не должно негативно повлиять на уровень уже достигнутых договоренностей России с Всемирной торговой организацией. При этом он подчеркнул: "Мы и сами для себя приняли решение, что будем придерживаться правил ВТО с нашими партнерами, где бы географически они ни находились, но теперь мы должны будем этот процесс продолжать с нашими коллегами из Беларуси и Казахстана".

Со своей стороны, Набиуллина в тот же день на встрече с представителями РСПП сообщила, что Россия готова максимально быстро идти по пути присоединения к ВТО в рамках союза. "Таможенный союз – это реальность, которая начинает действовать с января 2010 года, – сказала она. – При этом мы хотим максимально быстро присоединиться к ВТО". "У нас есть все возможности это сделать, мы пытаемся найти правильно юридически оформленную процедуру, чтобы это сделать", – добавила она, подчеркнув при этом, что присоединение к ВТО остается приоритетом для всех государств Таможенного союза.

Переговорный процесс  Таможенного союза с ВТО, очевидно, будет непростым. Между тем, это  не означает, что он будет сложнее  двустороннего диалога, который  страны вели со Всемирной торговой организацией на протяжении последних лет. Серьезным препятствием на пути переговорного процесса сейчас может стать то обстоятельство, что диалог будет вести не отдельно взятое государство, а самостоятельная таможенная территория. Несмотря на то, что в регламентирующих документах ВТО прописана такая возможность, это первый подобный прецедент в истории организации. В связи с этим нельзя исключать возникновения серьезных бюрократических барьеров со стороны ВТО, что, в свою очередь, может значительно замедлить переговорный процесс.

Информация о работе Всемирной Торговой Организации