Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:09, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение облигации, как финансового инструмента привлечения денежных средств на предприятии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные за-дачи:
1. Изучить экономическую сущность облигации.
2. Изучить основные положения по выпуску, размещению и обраще-нию облигаций.
3. Проанализировать состояние рынка облигаций в России.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды облигаций……………………………………5
Сущность облигаций……..………………………………………5
1.2. Классификация облигаций……………………………………….8
Глава 2. Выпуск, регистрация и обращение облигаций………………15
2.1. Эмиссия облигаций………………………………………………….15
2.2. Обращение облигаций на вторичном рынке……………………….21
Глава 3. Проблемы привлечения предприятием денежных средств
и пути их решения.......................................................................................24
3.1. Проблемы, возникающие при выпуске облигаций…………………24
3.2.Перспектив развития рынка облигаций путем решения возникших
проблем…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………..34
На этом регламентирующее действие перечисленных законов в отношении
облигаций заканчивается и вступают в
силу следующие нормативные акты: Стандарты
эмиссии ФКЦБ России № 19 от 17 сентября
1996 г. Стандарты эмиссии ФКЦБ России №
8 от 12 февраля 1997 г. Постановление ФКЦБ
России № 25 от 19 июня 1998 г. Если предприятие
ранее уже осуществило выпуск облигаций,
то в соответствии со Стандартами эмиссии
ФКЦБ России № 19 и с Постановлением ФКЦБ
России № 25 предприятию будет отказано
в регистрации нового выпуска облигаций,
если номинальная стоимость регистрируемых
облигаций и еще непогашенных облигаций
превышает размер уставного капитала
или величины обеспечения.
Если же предприятие регистрирует выпуск
облигаций, размещение которых будет осуществляться
отдельными траншами, то возможно превышение
номинальной стоимости всего регистрируемого
выпуска размера уставного капитала или
величины обеспечения, но при одном условии
- сумма номинальной стоимости облигаций,
которые одновременно будут находиться
в обращении, не должна превышать размера
уставного капитала или величины обеспечения.
При этом эмитент не вправе размещать
облигации, если сумма номинальной стоимости
непогашенных облигаций превысит размер
его уставного капитала или величину обеспечения,
т.е. в последнем случае ответственность
по регулированию объемов размещения
полностью ложится на эмитента.
Кроме того, существуют еще следующие дополнительные ограничения:
В противном случае для государственной регистрации выпуска облигаций проспект эмиссии не требуется, достаточно решения о выпуске ценных бумаг. При этом в регистрирующий орган предоставляется также документ, подтверждающий, что количество приобретателей этих облигаций не превысит 500, если это не следует из решения об их выпуске. В случае неразмещения ни одной облигации выпуска, такой выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.
Раскрытие информации о регистрации проспекта эмиссии.
Подписка на облигации. Размещение ценных бумаг путем подписки осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года со дня у
Регистрация отчета об итогах выпуска облигаций.
В соответствии со Стандартами эмиссии эмитент представляет в регистрирующий орган <<Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки>> не позднее 30 дней после истечения срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, а в случае если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска.
Отчет об итогах выпуска облигаций утверждается:
у акционерного общества - советом директоров (органом, осуществляя-ющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров) этого акционерного общества;
у иных юридических лиц - органом этого юридического лица, имею-щим соответствующие полномочия на основании законов и правовых актов Российской Федерации.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем эмитента, а также главным бухгалтером и скрепляется пе-чатью эмитента; его страницы нумеруются.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вместе с отчетом об итогах выпуска облигаций в регистри-рующий орган должен представляться документ, подтверждающий разрешение уполномоченного органа исполнительной власти (в том числе разрешение государственного антимонопольного органа) на совершение сделок с облигациями этого выпуска.
Регистрирующий орган обязан в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска ценных бумаг и иных документов зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации.
Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска облигаций. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент обязан опубликовать в периодическом печатном издании, в котором было опубликовано сообщение о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг, сообщение о регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг (в том числе указать, где и (или) как может быть получен отчет об итогах выпуска ценных бумаг).
2.2 Обращение облигаций на вторичном рынке
Предприятие не должно забывать о необходимости организации вторичного рынка облигаций. Облигационный займ тем и отличается от кредита, что это рыночный долг, который легко может быть переуступлен одним кредитором другому. Если облигации не обращаются на рынке, то пропадает сама идея, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций как финансового инструмента.
Необходимость организации вторичного рынка облигаций очевидна уже при их размещении. Эмитент должен позаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций. Это необходимо потому, что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций. Ликвидность является, если не первой, то, по крайней мере, - второй по привлекательности, чертой облигаций. При этом ликвидные облигации могут быть менее доходными. Следовательно, эмитент должен быть заинтересован в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность проводить размещение под низкие процентные ставки. Предприятие не должно рассчитывать на то, что сразу же удастся разместить крупный выпуск облигаций. Сначала может быть размещен лишь сравнительно незначительный объем. И от того, удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своих облигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительно размещать более значительные объемы.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента.
При размещении облигаций с переменной купонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентную ставку есть смысл установить на следующий купонный период. Если облигации торгуются по цене выше номинала, следовательно, ставка текущего купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеет возможность установить на следующий период более низкую процентную ставку. Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке - меньше но-минала, предприятие должно либо повысить купонную ставку по следую-щему периоду, либо предпринять иные меры по повышению привлека-тельности данного выпуска. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательством преду-смотрены соответствующие налоговые льготы.
Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок.
Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И фор-мирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществля-ется на биржах.
Для мелких и средних предприятий более удобным и менее трудоемким является включение облигаций во внесписочный список ценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, у таких предприятий, как правило, объем эмиссии небольшой и круг инвесторов заранее известен, а во-вторых - появляется основание отнести проценты (дисконт) по облигациям по установленному нормативу на затраты. Единственная, пожалуй, сложность (как, впрочем, и по ценным бумагам, включенным в котировальный лист 2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качестве инвесторов.
Основанием для принятия биржей решения о прекращении обращения внесписочных ценных бумаг является: аннулирование государственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги; признание эмитента ценной бумаги несостоятельным; истечение срока обращения ценной бумаги.
Проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «неразумный» эмиссионный налог, будут рассмотрены в следующей главе.
Глава 3. Проблемы привлечения предприятием денежных средств и пути их решения
3.1 Проблемы, возникающие при выпуске облигаций
К основным причинам, тормозящим появление новых выпусков корпоративных облигаций широкого класса эмитентов, относятся:
Во-первых, длительность срока подготовки проспекта эмиссии и его регистрации в государственных органах не дает возможность эмитентам оперативно подстроиться под изменившуюся конъюнктуру и предложить рынку ту структуру облигации и, соответственно, доходности, которая была бы интересна потенциальным инвесторам в момент размещения облигационного выпуска.
Прежде всего, облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношения займа между ее владельцем (кредитором или инвестором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком или эмитентом). Главное ее достоинство состоит в том, что она является наиболее действенным и эффективным инструментом, позволяющим, не перераспределяя собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.
Основными причинами нынешнего отставания российских институциональных структур от развитых стран являются отсутствие у российских участников рынка адекватного собственного капитала и надежной кредитной истории, а также зачастую фактическое несоответствие декларируемых функций характеру непосредственной деятельности (сегодня многие российские так называемые инвестиционные компании являются, по сути, консультационными фирмами).
Весьма низкая степень прозрачности субъектов рынка, как в части финансовой отчетности, так и в части соблюдения нормативных требований, также значительно увеличивает риски операций на российском фондовом рынке.
К основным факторам риска можно отнести также несовершенство конкурентных условий, увеличивающее вероятность манипулирования опе-рациями и инсайдерской информацией.
Несовершенство рыночной конкуренции «отпугивает» массового ин-вестора — внутреннего или внешнего. Защитить инвестора могут нормы и правила биржевой торговли, вырабатываемые как саморегулируемыми орга-низациями участников рынка, так и федеральными органами.
Наличие большого числа сдерживающих факторов отнюдь не означает, что у рынка корпоративных облигаций в нашей стране нет будущего: отечественные предприятия сегодня испытывают огромную потребность в инвестициях, и облигации могут стать одним из наиболее действенных инструментов привлечения средств инвесторов.
Эффективная стоимость заимствований растет по мере сокращения срока обращения облигаций и достигает уровня, при котором занимать становится невыгодно.
Во-вторых, компании вынуждены платить достаточно высокие рыночные ставки по своим облигациям, а эти ставки не всегда адекватно отражают риски. Это значит, что эмитенты в настоящее время должны переплачивать за выпуск своих бумаг.
В-третьих, облигации являются прозрачным и понятным инструментом для российского налогообложения. А поскольку российское налогообложение вряд ли можно назвать стимулирующим или хотя бы либеральным, компаниям-эмитентам гораздо удобнее финансировать проекты с помощью различного рода суррогатов или не эмиссионных ценных бумаг. Самые распространенные - векселя, чуть менее - кредиторская задолженность, которую многие предприятия сознательно увеличивают для того, чтобы за счет поставщиков кредитовать собственные оборотные средства. По этим инструментам эмитентам практически ничего не приходится платить, к тому же они удобнее с точки зрения оптимизации налогообложения.
На мой взгляд, перед инвесторами в корпоративные облигации сейчас стоят следующие проблемы. Во-первых, недостаточная ликвидность этих инструментов. Во-вторых, многие эмитенты облигаций недостаточно известны инвесторам. Поэтому пока рынок корпоративных облигаций остается достаточно узким.
Таким образом, проблема формирования и развития рынка корпо-ративных облигаций является весьма многогранной. Для того чтобы рынок корпоративных облигаций оправдал возлагаемые на него надежды, необ-ходимо реализовать комплексные меры по совершенствованию действу-ющего законодательства, формированию механизма организованного рынка корпоративных облигаций, организации работы с эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг.
Информация о работе Выпуск, регистрация и обращение облигаций