Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:09, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение облигации, как финансового инструмента привлечения денежных средств на предприятии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные за-дачи:
1. Изучить экономическую сущность облигации.
2. Изучить основные положения по выпуску, размещению и обраще-нию облигаций.
3. Проанализировать состояние рынка облигаций в России.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды облигаций……………………………………5
Сущность облигаций……..………………………………………5
1.2. Классификация облигаций……………………………………….8
Глава 2. Выпуск, регистрация и обращение облигаций………………15
2.1. Эмиссия облигаций………………………………………………….15
2.2. Обращение облигаций на вторичном рынке……………………….21
Глава 3. Проблемы привлечения предприятием денежных средств
и пути их решения.......................................................................................24
3.1. Проблемы, возникающие при выпуске облигаций…………………24
3.2.Перспектив развития рынка облигаций путем решения возникших
проблем…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………..34
3.2 Перспективы развития рынка облигаций и пути решения возникших проблем
В настоящее время в России сложились как никогда благоприятные предпосылки для ускоренного развития рынка корпоративных облигаций, которые состоят в следующем:
Позитивные сдвиги в Российской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организациям получать дополнительные денежные накопления, которые можно использовать для инвестирования в производство.
Значительный инвестиционный потенциал имеют банки и иные коммерческие организации, а также население, которое до сих пор предпочитает хранить свои накопления в наличных долларовых авуарах.
Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций выглядят довольно радужными. Это один из немногих сегментов финансового рынка России, с достаточно высокой доходностью и относительно низким риском. Эмиссия облигаций - отличный способ привлечения финансовых ресурсов без залога своих активов. Сегодня повысить интерес участников рынка к корпоративным облигациям можно, совершенствуя их налогообложение, и в первую очередь, снизив ставку налога на выпуск облигаций, а также стимулируя консервативных инвесторов (к ним относятся страховые компании, пенсионные фонды) к покупке этих бумаг. Но для этого нужно совершенствовать законодательство, регулирующее работу страховых компаний и пенсионных фондов.
Возможности рынка корпоративных облигаций повышаются в связи с умеренной политикой заимствований Минфина РФ на внутреннем финансовом рынке, а именно с его отказом от крупномасштабных заимствований под любые проценты.
Наметившийся подъем производства и улучшение финансовых результатов деятельности предприятий различных отраслей экономики непосредственно влияют на подъем их спроса на инвестиции.
В то же время нельзя не отметить, что с начала 2001 года рынок постепенно начал набирать обороты. Спекулятивной бумагой корпоративные облигации пока нельзя назвать, хотя, в отличие от акций, предназначение бумаг с фиксированным доходом – это в большей степени диверсификация портфеля инвестора, а не игра на курсовой разнице.
Наконец, несмотря на кризис в России, сохранилась весьма эффективная инфраструктура фондового рынка, состоящего из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций. Эта инфраструктура фондо-вого рынка, состоящая из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций способна обеспечить переток крупных финансовых ресурсов на предприятия реального сектора при относительно низких трансакционных издержках и рисках для инвесторов и эмитентов ценных бумаг.
Чтобы способствовать развитию рынка корпоративных облигаций со стороны регулирующих органов и других заинтересованных сторон, должны быть предприняты следующие шаги (на настоящий момент часть из них уже реализована):
1. Упрощение процедуры
2. Введение особой упрощенной
процедуры регистрации для
3. Внесение изменений в
4. Также необходимы другие меры, в числе которых: развитие накопительной пенсионной системы, банковская реформа, снятие ограничений на конвертируемость для иностранных участников рынка, др.
Повышение ликвидности рынка стимулирует приход новых групп инвесторов, что, в свою очередь, способствует снижению стоимости заимствований и расширению числа эмитентов. В целом, в настоящее время сектор корпоративных облигаций является одним из самых динамично развивающихся секторов российского фондового рынка. Причем выпуск облигаций активно используют не только крупные, но и небольшие, и средние предприятия.
Дело в том, что российский рынок корпоративных облигаций сегодня не только самый динамично развивающийся сектор фондового рынка, но и один из самых пристальных объектов внимания риск-менеджеров. Именно на нем ожидаются возможные дефолты.
Некоторые эксперты называют следующие причины для этого:
• на рынке нет реального конечного держателя облигаций.
• долгосрочные облигации расцениваются рынком как краткосрочные (например, при безотзывной оферте очень высока вероятность, что эмитенту придется выкупать весь выпуск своих облигаций).
• очень низка эффективность работы рейтинговых агентств, в частности, они перестраховываются, занижая рейтинги эмитента, что зачастую служит причиной сброса держателями облигаций эмитента, рейтинг которого был понижен.
Тем не менее быстрые темпы развития рынка позволяют рассчитывать на дальнейший рост его влияния на экономические процессы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы, хотелось бы отметить, при прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств для инвестора. Нет ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.
Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.
Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.
Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, и не затрагивает отношения собственности.
Что касается преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более дешевой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита - покупку на розничном рынке. Дей-ствительно, большинство банков предоставляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов. Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.
Успех эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Основная задача заключается в поиске оптимального набора инвестиционных свойств выпуска ценных бумаг, позволяющего сочетать, с одной стороны, интересы эмитента, а с другой – интересы потенциальных инвесторов. Основополагающим этапом размещения ценных бумаг, на котором осуществляется формирование концепции выпуска ценных бумаг является разработка проспекта эмиссии. На последующих этапах происходит практическая реализация всех положений, изложенных в проспекте.
Инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательством предусмотрены соответствующие налоговые льготы.
Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.
На сегодняшний день, на мой взгляд, основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигаций, является действующее российское законодательство. Здесь следует отметить вопросы, связанные с подготовкой документов для размещения облигаций, само размещение, организацию вторичных торгов и налоговое законодательство. Для повышения ликвидности корпоративных облигаций требуется реализовывать достаточно широкий комплекс мероприятий.
Прежде всего, на мой взгляд, представляется необходимым скорректировать систему налогообложения операций с ценными бумагами. Речь идет о налоге, выплачиваемом при регистрации проспекта эмиссии.
Второй отрицательный момент эмиссионного налога заключается в том, что уплата налога осуществляется до подачи документов на регистрацию выпуска и не возвращается эмитентам вне зависимости от результатов регистрации и/или размещения выпуска ценных бумаг. Вполне очевидно, что необходимо возвращать эмитентам сумму уплаченного налога в случаен отсутствия эмиссии, либо платить налог после размещения ценных бумаг и в зависимости не от суммы эмиссии, а от суммы размещения.
Предлагается внесение определенных изменений в действующее законодательство РФ, регулирующее выпуск и обращение долговых ценных бумаг.
Второй блок проблем, препятствующих развитию российского рынка корпоративных облигаций, связан с процедурой выпуска корпоративных облигаций. Речь идет о сложной системе регистрации их выпуска, которая занимает полтора-два месяца. На сегодняшний день очевидна необходимость упрощения процедуры выпуска и регистрации корпоративных облигаций для тех эмитентов, которые исполняют требования действующего законодательства по ежеквартальному раскрытию информации о финансовом положении и корпоративных событиях, предусмотренной в федеральном законе «О рынке ценных бумаг». В то же время упрощение процедуры регистрации выпусков корпоративных ценных облигаций должно сопро-вождаться введением более жестких требований по раскрытию информации об эмитентах и о ценных бумагах, а также по обязательности осуществления рейтинговых оценок кредитоспособности эмитентов облигаций и ценных бу-маг со стороны признанных рейтинговых агентств.
Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты не делают различия между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации. Для развития российского рынка корпоративных облигаций необходимо учитывать опыт формирования такого рынка в Европе после введения евро. В результате быстрого роста (с общий объем рынка Европе корпоративных облигаций по числу размещенных выпусков оценивается в 700 млрд. евро) участники рынка не смогли сразу приспособиться к нему. Необходимо учесть чужие ошибки, и понять, что сразу ничего на финансовом рынке не делается. Тем более у нас в России.
Тем не менее, по мнению специалистов, интерес к корпоративному рынку облигаций с 2001 возрастает. Количество корпоративных эмитентов на рынке и дальше будет увеличиваться.
Основные выводы, итоги работы и ее практическая значимость определяется следующим: обоснованы преимущества облигации перед другими финансовыми инструментами, обобщен опыт российских эмитентов, указаны основные моменты для успешного выпуска облигаций, проанализированы основные проблемы, препятствующие использованию облигации в качестве финансового инструмента на российском рынке. Предложены возможные пути их решений.
Список литературы:
Информация о работе Выпуск, регистрация и обращение облигаций