Выручка от реализации. Её состав и структура. Методы расчета выручки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы - изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия;
рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии;
проанализировать факторы, которые влияют на величину выручки.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Введение

Выручка и прибыль - важнейшие  показатели экономической деятельности предприятия. От их значения зависит  финансовое состояние предприятия, определяющее конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, а так же они способствуют оценке степени гаранта удовлетворения интересов предприятия и его конкурентов в финансово-экономическом и производственном отношении.

Выручка от реализации является главным источником финансирования деятельности любого предприятия, источником его денежных доходов и поступлений, и показывает результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за определенный срок.

Реализация продукции  является одним из основных показателей  успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой  законченную стадию кругооборота средств  предприятия.

Различные колебания в  структуре объема выручки от продажи  товаров оказывают негативное влияние  на результаты производственной деятельности предприятия и на финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, почти  на каждом предприятии создаётся  специализированный финансовый отдел, который занимается организацией ежедневного  оперативного контроля за отгрузкой  и реализацией продукции.

Выбранная мною тема особенно актуальна в условиях «переходной» экономики Российской Федерации, так  как многие предприятия в конце XX века оказались нерентабельны  и в настоящее время, изучая показатели выручки и прибыли на примере  отдельных предприятий, мы можем  выявить комплекс мер по повышению  значений этих показателей, что дает возможность увеличить объем  получаемой прибыли и, следовательно, повысить уровень рентабельности предприятия  и укрепить его положение на рынке, непосредственно определяемое финансовыми  результатами деятельности хозяйства.

Ключевое значение имеет  правильное прогнозирование и распределение  полученной выручки, что и говорит  об актуальности темы исследования.

От того, насколько правильно  будет спрогнозирована выручка, зависит успешность финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Расчет выручки  должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное, качественное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных  средств.

Основная цель курсовой работы - изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов и рассмотреть основные особенности планирования выручки  на предприятии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных  задач:

  • изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия;
  • рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии;
  • проанализировать факторы, которые влияют на величину выручки.

В качестве объекта исследования выступают финансы организаций и предприятий в целом, а в качестве предмета - выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Курсовая работа состоит  из введения, основной части и заключения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой темы, определяется цель и задачи, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.

 

1 СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  И ЗНАЧЕНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

1.1 Понятие  и значение выручки от реализации  продукции

Главным источником денежных накоплений промышленных предприятий  является выручка от реализации продукции, представляющая собой сумму денежных средств, полученных за отгруженную  или отпущенную продукцию, оказанные  услуги и выполненные работы. Поэтому  от выполнения плана по реализации зависит финансовое положение предприятия.

Выручка от реализации продукции  включает средства на возмещение затрат предприятия на реализованную продукцию, т. е. полной себестоимости, и денежные накопления - прибыль и налог с оборота. Поэтому она используется прежде всего на покрытие затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции.

Полная себестоимость  продукции включает производственную себестоимость и внепроизводственные  расходы. В состав производственной себестоимости входят расходы на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, заработная плата с начислениями (отчисления на социальное страхование), амортизационные отчисления и прочие затраты. Указанные расходы отражаются в смете затрат на производство. Внепроизводственные расходы - это в основном расходы, связанные с реализацией продукции: на ее упаковку, транспортировку, погрузку, рекламу, содержание баз и складов, находящихся вне места расположения предприятия, и другие расходы[4,c.28].

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) является основным источником финансирования ресурсов, затраченных на изготовление продукции. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность основной деятельности организации и кругооборот средств, а также непрерывность производственного процесса. Из итоговой выручки предприятие покрывает материальные затраты, затраты на сырье, основные материалы, топливо и электроэнергию, а также прочие затраты, связанные с деятельностью. Несвоевременное зачисление выручки на счет предприятия влечет за собой простой в производстве, сокращение суммы прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную покупателям продукцию. Она является экономической категорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товаров, важным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

 Выручка - основной  вид денежных доходов предприятий,  один из главных показателей  его финансово-хозяйственной деятельности. Она является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Именно реализацией продукции и поступлением выручки заканчивается процесс кругооборота средств предприятия, что означает восстановление затраченных на производство финансовых ресурсов и создание условий для возобновления кругооборота средств[8,c.112].

Выручка представляет собой  совокупность денежных поступлений  за определенный период от результатов  деятельности предприятия, и является основным источником формирования его  собственных финансовых ресурсов.

При этом деятельность предприятия  можно характеризовать по нескольким направлениям:

  • выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
  • выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
  • выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Как принято в странах  с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки  по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке  от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия[8,c.115].

 

1.2 Методы  отражения выручки от реализации  продукции

Существуют два  метода отражения выручки от реализации:

1) по отгрузке товаров  (выполнению работ, оказанию услуг)  и предъявлению контрагенту расчетных  документов - метод начислений. Здесь образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. в этом случае поступление средств не является фактом определения выручки. В основе данного метода лежит юридический принцип перехода права собственности на товар. Однако, в случае несвоевременной оплаты продукции, несостоятельности покупателя или банка предприятие может иметь проблемы: неплатежи по налогам, срыв контрактов, возникновение цепочки неплатежей. Для сглаживания возможных негативных последствий предприятию представлено право образования резерва по сомнительным долгам, который является дополнительным источником финансирования текущих обязательств. Этот метод широко применяется в развитых странах, где наличие развитых финансовых рынков минимизирует риск. Рекомендации использовать этот метод в России связаны с переходом на международные стандарты учета и статистики, хотя практика зачастую не позволяет этого сделать. Если в розничной торговле операции по продаже товара завершаются поступлением денег в кассу предприятия или на банковский счет по чеку, в мелкооптовой торговле - через авансовые (плановые) платежи, а при случайных поставках может производиться предварительная оплата товара, то наибольшая часть операций завершается в момент отгрузки. Инкассация выручки обеспечивается выдачей векселя, аккредитива, платежного поручения банку плательщика или через факторинговые операции[8,c.117].

2) В российской практике  распространение подучил метод  отражения выручки по мере  оплаты - кассовый метод. Моментом образования выручки считается дата поступления средств на счета. Подобный метод лишен недостатков предыдущего. Вместе с тем, в случае авансовых платежей общий размер средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили, а продукция может быть не отгружена или даже еще не произведена[7,c.96].

В настоящее время предприятие  может для целей налогообложения  самостоятельно выбирать метод учета, однако бухгалтерский учет обязано  вести методом начислений.

Таким образом, можно сделать  вывод, поскольку общая сумма  затрат и выручка предприятия  рассчитываются разными методами, появляется несоответствие общих расходов и суммы поступлений денежных средств в настоящее время. К примеру, продукция может быть изготовлена, а денежные средства за эту продукцию еще не зачислены, или наоборот применяются авансовые расчеты и поступление денежных средств в форме предоплаты за переданную продукцию, а данная продукция может быть не только не отгружена покупателю, но и даже не изготовлена. Отсюда появляются конкретные проблемы при точном анализе основных финансовых показателей деятельности организации.

Реализацией продукции и  поступлением выручки на денежные счета  предприятия завершается последняя  стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость  вновь превращается в денежную.

 

1.3 Факторы,  влияющие на величину выручки  от реализации продукции

На размер выручки от реализации продукции влияют три группы факторов:

- факторы в сфере производства: объем производства, комплектность, качество, ассортимент, ритмичность выпуска, уровень оптовых цен и др.;

- факторы в сфере обращения: организация оперативной работы по реализации продукции (ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов); соблюдение условий договора; транспортные условия; рациональность связей с потребителями; выбор оптимальных форм расчетов; сроки прохождения расчетных документов;

- факторы, не зависящие от деятельности предприятий: перебои в материально-техническом снабжении, несвоевременная подача железнодорожных вагонов под отгрузку готовой продукции, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия средств у покупателей, недостатки отдельных форм безналичных расчетов, ошибки при оформлении и пересылке платежных документов[11,c.247].

В настоящее время выручка  от реализации продукции имеет для  предприятия еще одно очень важное значение: на ее основе осуществляется оценка выполнения им обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами. С 1 января 1987 г. основным оценочным показателем  работы предприятий является 100%-ное  выполнение договорных обязательств. Это налагает на предприятия большую  ответственность в области планирования выручки от реализации продукции  и эффективного оперативного управления получением ее в полной сумме. Но в  то же время это сложный процесс, не всегда зависящий от самого предприятия.

Также на величину выручки  от реализации продукции, работ, услуг  влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

- в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

В рыночной экономике ведущее  место приобретает уровень отпускных  цен. Если в цену продукции не заложен  определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции  иногда допустимо применять убыточные  цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения  на новые рынки иногда сознательно  идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в последующем  компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию[1,c.38].

После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и  предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных  служб предприятия.

Однако для узкого круга  товаров, производимых так называемыми  естественными монополиями, используется государственное регулирование  цен. Регулируемые цены на продукцию  базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать  сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными  процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются  в зависимости от спроса на продукцию  на рынке, определяются непосредственно  самим предприятием. Они могут  меняться на одну и ту же продукцию  в зависимости от объема продаж или  от условий оплаты. Как правило, чем  больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная  цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию  заинтересовать «выгодного» потребителя  в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи[1,c.41].

Существенное значение имеют  и условия продаж. Чем скорее наступает  оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие  способно вовлечь средства в хозяйственный  оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность  неплатежей.

Информация о работе Выручка от реализации. Её состав и структура. Методы расчета выручки