Взаимоотношения предприятия с коммерческими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Переход к стабильному и устойчивому развитию российской экономики предполагает решение ряда задач, среди которых наиболее сложной является обновление производственных фондов предприятий, поскольку для этого требуются единовременные крупные инвестиционные вложения. В последние годы отмечается повышение инвестиционной активности самих предприятий в силу различных причин и условий, но по-прежнему основную роль в инвестиционном процессе играет кредитно-банковская система, которая мобилизует сбережения общества, формирует и распределяет инвестиционный капитал. Эффективное взаимодействие предприятий и коммерческих банков является существенной предпосылкой обеспечения стабильности и роста отечественной экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты взаимоотношений предприятия
с кредитными организациями
1.1 Определение сути понятия «кредитная организация»……………………5
1.2 Взаимодействие кредитных организаций и предприятий как
субъектов рыночной экономики. Кредитная политика предприятия……7
1.3 Классификация кредитов…………………………………………………..12
2 Взаимоотношения предприятия с кредитными организациями на примере ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»………………………………..20
2.2 Анализ взаимоотношений предприятия ОАО «Корпорация ВСМПО-
АВИСМА» с кредитными организациями………………………………..24
3 Пути повышения взаимоотношений предприятия с кредитными организациями…………………………………………………………………..32
Выводы и предложения ………………………………………………………..35
Список используемых источников…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 133.32 Кб (Скачать файл)

     Также кредит необходим предприятию для внедрения новых технологий, первоначального развития дела, организации выпуска новой продукции, расширение филиальной сети и др.

     Безусловно, использование ссудного капитала предполагает возникновение ряда недостатков. Самым основным минусом кредита является возникновение риска снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия – наиболее опасных для предприятия финансовых рисков. Причем уровень рисков возрастает пропорционально росту удельного веса кредитных ресурсов. Также за пользование кредитом необходимо уплачивать проценты, что снижает прибыль, сформированную за счет использования заемного капитала. Но, несмотря на это, разумное использование кредитных средств зачастую просто необходимо [8, с.78].

     Конкуренция как неотъемлемый элемент рыночных отношений предполагает, что условия функционирования любого субъекта рыночных отношений таковы, что ему самому приходится решать проблему привлечения средств для возобновления нормального процесса функционирования. В этом случае субъект рыночных отношений становится заемщиком и обращается к другой стороне - кредитору. В связи с тем, что практически каждое предприятие вынуждено обращаться за помощью к кредиторам, любое из них разрабатывает свою собственную политику взаимоотношения с кредиторами, то есть, кредитную политику. Предметом взаимоотношений кредиторов и заемщиков становится кредит [5, с.401]

     Кредитная политика предприятия - это политика по привлечению средств для финансирования текущей деятельности и размещению временно свободных средств, ее основные цели:

  1. повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств;
  2. минимизация стоимости привлеченных заемных средств;
  3. снижение кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).

     Наиболее актуальной проблемой предприятий является разработка политики краткосрочных заимствований для обеспечения гибкого финансирования текущей деятельности.

     Многообразие форм и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитов.

     Таким образом, формирование кредитной политики позволит предприятию систематизировать и оптимизировать отношения с ключевым финансовым партнером – кредитными организациями.[9]

 

    1.  Классификация кредитов

 

     Существует множество различных форм и видов займов. Поэтому при положительном решении предприятием использования заемных средств, возникает проблема выбора наиболее подходящего вида кредита. На рисунке 1 предложена классификация кредитов.

 

Рисунок 1. Классификация кредитов

 

По форме привлечения кредиты различают:

  1. Финансовый кредит (в денежной форме). Кредит в денежной форме является наиболее распространенным видом кредита в силу универсальности его использования. Это объясняется тем, что предприятие может финансировать деньгами любые свои потребности, тогда как сфера использования других форм кредитов весьма ограничена. Обычно источником финансового кредита является банк;
  2. Коммерческий кредит (в товарной форме).. Коммерческий кредит находит свое практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита - ускорение процесса реализации товаров, а, следовательно, извлечение заложенной в них прибыли. Инструментом коммерческого кредита является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. В современных условиях функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующих порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита. Предприятия используют эту форму кредитования поскольку стоимость такого кредита значительно ниже стоимости обычных ссуд;
  3. Финансовый лизинг (в форме оборудования). Эта форма применима к финансированию долгосрочной аренды дорогостоящего оборудования. Согласно договору о лизинге арендатор получает в долгосрочное пользование оборудование при условии внесения периодических платежей владельцу оборудования. Для производственного предприятия лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения (т.е. рассредоточения затрат во времени) обновлять основные фонды, формировать техническую базу производства для новых видов продукции, расплачиваясь за арендованное имущество по мере получения дохода от производимой с помощью этого имущества продукции. По сравнению с кредитом лизинг является более доступной формой привлечения инвестиций, поскольку не требует сложного пакета гарантий по кредитной сделке, т.к. предприятие получает фонды в полную собственность лишь при условии полного выкупа (тяжесть бремени по гарантированию кредитной сделки в этом случае перекладывается на лизинговую компанию).

По срокам пользования кредиты бывают:

  1. До востребования (должны быть возращены по первому требованию банка);
  2. Срочные (выдаются банком на определенный срок) подразделяются на;
    1. Краткосрочные;
    1. Среднесрочные;
    2. Долгосрочные.

     С позиции многих стран рыночной экономики краткосрочные ссуды – это ссуды, срок пользования которыми не превышает одного года. В основном это ссуды, обслуживающие кругооборот оборотного капитала, текущие потребности клиентов.

     К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки которых превышают 3 года. Данные ссуды обслуживают потребности в средствах, необходимых для формирования основного капитала, финансовых активов, а также некоторых разновидностей оборотных средств.

     Среднесрочными кредитами являются кредиты, срок пользования которыми находится в пределах от 1 до 3 лет. Сфера их применения совпадает с обслуживанием потребностей посредством долгосрочного кредита.

По платности кредиты выделяются:

  1. С рыночной процентной ставкой;
  2. С повышенной процентной ставкой;
  3. Со льготной процентной ставкой.

     Рыночная цена кредита – та его цена, которая складывается на рынке в данный момент, исходя из спроса и предложения, по различным видам банковских ссуд. В условиях сильной инфляции - это довольно подвижная цена, имеющая тенденцию к повышению. Ссуды с повышенной процентной ставкой, как правило, возникают в связи с большим риском кредитования предприятия, нарушением им условий кредитования, прогнозом увеличения стоимости кредитных ресурсов и др.

По видам процентных ставок кредиты бывают:

  1. С фиксированной процентной ставкой.

Ставка устанавливается на весь период кредитования и не подлежит пересмотру. В этом случае предприятие принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке за пользование кредитом вне зависимости от изменения конъюнктуры на рынке. В основном фиксированные процентные ставки применяются при краткосрочном кредитовании. Такой вид ставки процента удобнее для предприятия тем, что можно более точно рассчитать расходы по обслуживанию долга и, соответственно, составить более точное планирование;

  1. С плавающей процентной ставкой.

Это ставки, которые постоянно изменяются в зависимости от ситуации, складывающейся на кредитном и финансовом рынке;

  1. Со ступенчатой процентной ставкой.

Эти процентные ставки периодически пересматриваются. Используются в период сильной инфляции.

 

 По характеру обеспечения различают следующие кредиты:

  1. Доверительные ссуды. Единственной формой обеспечения возврата таких ссуд является кредитный договор. Этот вид кредита не имеет конкретного обеспечения и поэтому предоставляется, как правило, первоклассным по кредитоспособности предприятиям-клиентам, с которыми банк имеет давние связи и не имеет претензий по оформлявшимся ранее кредитам;
  2. Кредиты, обеспеченные договором залога. Залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения;
  3. Ссуды, обеспеченные договором поручительства. По этому договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица (заемщика, должника) отвечать за исполнение последним своего обязательства. Предприятие-заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники;
  4. Кредиты, обеспеченные гарантия. Это особый вид договора поручительства для обеспечения обязательства между юридическими лицами. Гарантом может быть любое юридическое лицо, устойчивое в финансовом плане;
  5. Застрахованные кредиты. Предприятие - заемщик заключает со страховой компанией договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленный срок страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90 % не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.

По методам кредитования кредиты различают:

  1. Простой срочный кредит. После подписания договора сумма кредита полностью перечисляется на расчетный счет предприятия. Погашение кредита производится по графику или по окончании срока кредитного договора. Возможно досрочное погашение. После погашения кредита и процентов отношения банк-заемщик прекращаются. Для получения нового кредита предприятию необходимо вновь представить полный пакет документов;
  2. Кредитная линия. Этот вид кредитования предполагает выдачу ссуды в пределах заранее установленного банком лимита задолженности и срока. Предприятие может использовать кредит по мере потребности для оплаты предъявляемых платежных документов за товарно-материальные ценности, услуги и выполненные работы. Этот вид кредита удобен для предприятия тем, что оно может получить ссуду в любой момент без дополнительных переговоров с банком. Однако за банком сохраняется право приостановить выдачу и досрочно взыскать ранее выданные суммы, если он обнаружит нецелевое использование ссуды, недостаточность обеспечения, неудовлетворительное состояние бухгалтерского и складского учета или невыполнения предприятием-заемщиком других условий кредитного договора. Кредитные линии используются в основном для покрытия сезонных влияний или прироста дебиторской задолженности;
  3. Овердрафт. Это краткосрочный кредит, который предоставляется путем списания средств по счету предприятия-заемщика, сверх остатка средств на счете. В результате этого, на счете образуется дебетовое сальдо. Овердрафт - это отрицательный баланс на текущем счете предприятия. Процент по овердрафту начисляется ежедневно на непогашенный остаток, и предприятие платит только за фактически использованные им суммы. Таким образом, этот вид кредита подходит в ситуации, когда предприятию удобно брать и гасить определенные суммы каждый день, т. к. в этом случае возникает экономия по процентам;
  4. Кредитование по контокоррентному счету. Контокоррент — единый активно-пассивный счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом при предоставлении последнему кредита на текущие производственные цели. Кредит по контокорренту предоставляется на разрыв в платежном обороте, когда текущие финансовые потребности предприятия превышают имеющиеся у него собственные ресурсы. Такой кредит выдается клиентам — первоклассным заемщикам, отношения которых с банком строятся на высокой степени доверия. Кредитование. аналогичное кредитованию по контокорренту, широко практикуется зарубежными банками. В целях поддержания банковской ликвидности контокоррентный кредит предоставляется чаше в краткосрочном порядке для финансирования текущего производства и обращения и не связан с программой долгосрочных вложений. [3, с.312]

Помимо разнообразных форм кредитов существуют также банковские услуги с элементами кредитования. К ним относятся: факторинг, траст, лизинг.

     Лизинговые операции. Значительный интерес для предприятий представляют в современных условиях лизинговые операции, под которыми понимается покупка банком машин, оборудования, транспортных средств и т.п. и их последующая передача в аренду предприятиям на определенный срок.

     Привлекательность лизинга состоит в том, что предприятие не расходует единовременно собственные финансовые ресурсы на покупку оборудования, так как банки приобретают его за счет собственных средств. Банки получают доходы в виде арендной платы, которая в конечном счете превышает первоначальные затраты на покупку оборудования. Финансовый лизинг (продолжительностью от 5 до 10 лет) представляет собой форму долгосрочного кредитования предприятия. Вместе с тем он имеет преимущества перед обычной ссудой, которая всегда связана с ограниченными сроками предоставления и погашения кредита. Лизинг–более гибкая форма кредитования, так как предприятие-арендатор и банк могут выбрать удобную для обеих сторон форму платежей, которые к тому же не облагаются налогом.

     Факторинговые операции. Факторинговые, или торгово-комиссионные, операции производятся с целью ускорения получения поставщиком платежа. Предприятия-поставщики уступают банку право требования платежа по платежным документам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Банк сразу же возмещает поставщику часть суммы, остальная ее часть поступает на счет поставщика после поступления средств от покупателя. В договоре может быть предусмотрено и незамедлительное возмещение предприятию-поставщику полной суммы, причитающейся ему от покупателя. Обычно за осуществление такой операции банк взимает с предприятия дополнительную плату.

     Факторинговые операции обеспечивают для предприятия-поставщика кредитование его оборотных средств, минимизируют потери от просрочки платежа, создают условия для нормальной производственной деятельности. Предприятие-поставщик знает точную дату поступления платежей и может планировать свои расходы. Особенно эффективно факторинговое обслуживание для малых и средних предприятий, нередко испытывающих временные финансовые затруднения.

     Трастовые операции. Трастовые (доверительные) операции проводятся банками от имени и по поручению клиентов за их счет и в их пользу. На долю трастовых операций в развитых странах приходится большая часть всех предоставляемых банками услуг. Частью доверительных операций является управление портфелями инвестиций клиентов, управление имуществом, недвижимостью и другой собственностью.[3, с.315]

Информация о работе Взаимоотношения предприятия с коммерческими организациями