ВВЕДЕНИЕ
Одной
из актуальных проблем в настоящее время
во многих странах является пенсионное
обеспечение. Существенные изменения
в демографической структуре населения
в большинстве стран выражается в старении
населения, что изменяет соотношение пенсионеров
и экономически активного населения в
пользу первых, соответственно сокращается
число участвующих в создании национального
дохода.
Основная
форма социального обеспечения — социальное
страхование, которое представляет собой
систему материального обеспечения населения
страны, основанную на принципах страхования.
Главную роль в процессе государственного
социального страхования в России играет
Пенсионный фонд Российской Федерации,
который управляет финансами пенсионного
обеспечения в стране и осуществляет деятельность
по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсии
и пенсионные системы уже давно стали
макроэкономическим фактором. Когда Бисмарк
вводил пенсионную систему в Германии,
подразумевалось, что до получения пенсии
доживут единицы. И для государства или
отдельной корпорации выплата пенсий
такому скромному числу работников не
составляла непреодолимой задачи. Но поддержка
пожилого человека, утратившего трудоспособность
после многолетней работы на тяжелом производстве,
была социальной новацией.
По
сути, появление пенсионных систем положило
начало формированию государств всеобщего
благосостояния. Но когда в XX в. в развитом
мире продолжительность жизни стала расти,
а вслед за ней — доля пожилого населения,
эта проблема перестала быть чисто социальной.
Одновременно растут и жизненные стандарты,
и представления людей о размере достойной
пенсии. Эти два фактора привели к экспоненциальному
росту финансовых ресурсов, которые необходимы
для выполнения социальных обязательств
перед пенсионерами. Вопрос, следовательно,
стал экономическим и макроэкономическим.
Доля расходов на пенсионную систему в
ВВП уже составляет в ряде стран 12-13% —
это Австрия, Бельгия, Франция, Германия,
Италия.
Траектории
базовых экономических и социально-демографических
процессов в будущем станут ускоряться,
и, соответственно, будут ускоряться и
реформы. Меняющаяся демографическая
и социальная реальность не просто накладывает
ограничения на выбор тех или иных конкретных
пенсионных систем, но и выступает одним
из главных факторов формирования нового
макроэкономического баланса между поколениями.
Это происходит и будет происходить во
всем мире. В этом смысле пенсии — это
первая ласточка, вестник перемен. За ними
последуют прочие институты социального
государства (welfare state) [10].
Пенсионный
фонд Российской Федерации - крупнейшая
и самая эффективная система оказания
социальных услуг в РФ. В результате своей
работы фонд обеспечивает своевременную
выплату пенсии каждому гражданину России
в соответствии с его пенсионными правами.
Реформирование
пенсионной системы направлено на выработку
наиболее справедливых с точки зрения
нынешнего состояния общества способов
мобилизации взносов в нее, распределение
пенсионного бюджета между пенсионерами,
рационального управления финансовыми
потоками и обслуживанием пенсионеров.
Целью
данной работы является определение наиболее
значимых функций Пенсионного Фонда РФ,
влияющих на социальное и экономическое
развитие общества значимости.
Задачи
работы:
-
рассмотреть задачи и значение
Пенсионного Фонда РФ;
-
провести анализ доходов и
расходов Пенсионного Фонда РФ в 2011-2012
гг.
1. ЗАДАЧИ
И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
Пенсионный
фонд Российской Федерации - один из наиболее
значимых социальных институтов страны.
Это крупнейшая федеральная система оказания
государственных услуг в области социального
обеспечения в России.
Пенсионный
фонд Российской Федерации был образован
22 декабря 1990 года Постановлением Верховного
Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР» для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения, которые
было необходимо выделить в самостоятельный
внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного
фонда в России появился принципиально
новый механизм финансирования и выплаты
пенсий и пособий. Средства для финансирования
выплаты пенсий стали формироваться за
счет поступления обязательных страховых
взносов работодателей и граждан.
Создание Пенсионного
фонда Российской Федерации стало точкой
отсчета в решении одной из важнейших
задач по реформированию социальной сферы
Российской Федерации – перехода от государственного
пенсионного обеспечения к обязательному
пенсионному страхованию. С 1990 года Пенсионный
фонд Российской Федерации является государственным
страховщиком по обязательному пенсионному
страхованию в Российской Федерации.
В структуре
Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных
округах Российской Федерации, 81 Отделение
Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также
ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также
почти 2 500 территориальных управлений
во всех регионах страны. В системе ПФР
трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный
фонд осуществляет ряд социально значимых
функций, в т.ч.:
- учет страховых средств, поступающих
по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий. Среди них
трудовые пенсии (по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца), пенсии по
государственному пенсионному обеспечению,
пенсии военнослужащих и их семей, социальные
пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств
Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских
пенсионеров;
- назначение и реализация социальных
выплат отдельным категориям граждан:
ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие
военной травмы, Героям Советского Союза,
Героям Российской Федерации и др.
- персонифицированный учет участников
системы обязательного пенсионного страхования.
В системе учитываются страховые пенсионные
платежи почти 63 млн. россиян;
- взаимодействие с работодателями - плательщиками
страховых пенсионных взносов. Информация
о гражданах, застрахованных в пенсионной
системе, поступает от 6,2 млн. юридических
лиц;
- выдача сертификатов на получение материнского
(семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы,
в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии,
которое осуществляется через государственную
управляющую компанию (Внешэкономбанк)
и частные управляющие компании;
- реализация Программы государственного
софинансирования пенсии[9].
Пенсионный фонд
Российской Федерации предоставляет следующие
государственные услуги:
Информирование
застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных
лицевых счетов в системе обязательного
пенсионного страхования;
Информирование
о предоставлении государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг;
Прием анкет
для регистрации в системе обязательного
пенсионного страхования и заявлений
о добровольном вступлении в правоотношения
по программе софинансирования;
Прием и регистрация
заявлений граждан об установлении им
пенсий;
Прием от застрахованных
лиц заявлений о выборе инвестиционного
портфеля (управляющей компании) или о
переходе в негосударственный пенсионный
фонд;
Прием от страхователей
отчетности для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных
лиц;
Прием от страхователей
отчетности по страховым взносам на обязательное
пенсионное и обязательное медицинское
страхование;
Прием от страхователей
реестров застрахованных лиц о перечислении
дополнительных страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии
[10].
Значение Пенсионного Фонда РФ
Пенсионный
фонд Российской Федерации — фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета, предназначенный для финансового
обеспечения защиты граждан от особого
вида социального
риска — утраты
заработка (или другого постоянного дохода)
вследствие потери трудоспособности при
наступлении старости, инвалидности; для
нетрудоспособных членов семьи — смерти
кормильца; для отдельных категорий трудящихся
— длительного выполнения определенной
профессиональной деятельности.
Пенсионный
фонд Российской Федерации является государственным
социальным внебюджетным фондом, средства
которого не входят в состав федерального
бюджета, не могут использоваться на другие
цели и изъятию не подлежат [13, с.434].
Пенсионный
фонд имеет огромное влияние на экономику
страны, так как главной целью его является
- обеспечить заработанный человеком уровень
жизненных благ путем перераспределения
средств во времени и в пространстве -
где бы человек ни жил, он своим трудом
и прошлыми социальными отчислениями
гарантирует себе определенный прожиточный
уровень в будущем.
Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий людям
которые в силу определенных обстоятельств
не могут обеспечить свое проживание,
в том числе пенсионеров. Так средства
расходуются на выплаты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации
пенсионерам, пособий для детей и на многие
другие социальные цели. Таким образом
определяется его важное социальное значение.
Для рядового
гражданина страны процедура макроэкономического
планирования и формирования сбалансированного
бюджета кажется весьма далекой от его
повседневных нужд и забот. А между тем
вся текущая жизнь столь сложного и социально
значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно
зависит от того, насколько экономически
обосновано и правильно были определены
соответствующие бюджетный параметры.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать
сбор страховых взносов, необходимых для
финансирования выплат государственных
пенсий, полнее используя в этих целях
данные ему права. Таким образом, можно
сделать вывод, что выполнение социальных
целей государства является основной
задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая
задача только ему под силу, так как бюджет
Российской Федерации не справляется
даже с собственными задачами и переложение
такой задачи на его плечи оказалось бы
непосильной ношей для него.
Пенсионный
фонд является важным звеном финансовой
системы государства, при этом обладая
рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и
управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются
для финансирования государственных расходов,
не включенных в бюджет;
- формируется в основном за счет обязательных
отчислений юридических и физических
лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено
большинство норм и положений Налогового
Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной
собственности, они не входят в состав
бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные
законом;
расходование
средств из фонда осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного
органа (Правление фонда).
ДОХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
Доходы Пенсионного фонда РФ
В настоящее время доходы Пенсионного
фонда Российской Федерации формируются
за счет следующих источников:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств обязательного
пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических лиц
и организаций, уплачиваемых ими не в качестве
страхователей или застрахованных лиц;
- иных источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации [7].
Необходимо
отметить, что с 1 января 2010 года вместо
единого социального налога (ЕСН) были
введены страховые взносы в ПФ РФ, Фонде
социального страхования (ФСС) РФ и фонд
обязательного медицинского страхования
(ФОМС), а функция администрирования взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации
и ФОМС была передана Пенсионному фонду
Российской Федерации от налоговых органов,
что означает важнейший шаг к переходу
российской пенсионной системы на страховые
принципы. 2010 год являлся переходным периодом,
в течение которого сохранялась действующая
20 % ставка взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, в ФСС — 2,9 %, в ФОМС — 3,1 %. В 2012
году ставка страхового взноса составила
30 %, в том числе 22 % (16 % страховая часть,
6 % накопительная) в ПФ РФ, 2,9 % в ФСС, 5,1 %
в ФОМС.
Суммарные доходы
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2012 год составили 5,89 трлн
рублей, что на 0,63 трлн рублей больше, чем
в 2011 году. Доходы по распределительной
составляющей бюджета пфр за 2012 год составили
5,41 трлн рублей, что на 0,58 трлн рублей больше,
чем в 2011 году.
Страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование (ОПС) за 2012 год поступили
в общей сумме 3,0 трлн рублей, что превышает
аналогичные показатели 2011 года на 0,2 трлн
рублей. При этом тариф страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
был снижен в 2012 году с 26% до 22%.
Суммарные доходы по накопительной
составляющей бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации за 2012 год составили
476,9 млрд рублей, из них страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии
поступило 440,3 млрд рублей, что на 63,7 млрд
рублей больше, чем в 2011 году. Рост поступлений
страховых взносов на НЧП связан с увеличением
работников из числа лиц 1967 года рождения
и моложе, за которых работодатели уплачивают
6% тарифа на накопительную часть пенсии.
Общий объем средств пенсионных накоплений
граждан за 2012 год увеличился на 220,8 млрд
рублей и по состоянию на 1 января 2013 года
превысил 1,6 трлн рублей (без учета средств
пенсионных накоплений, формирующихся
в НПФ).