Задачи и значение пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение наиболее значимых функций Пенсионного Фонда РФ, влияющих на социальное и экономическое развитие общества значимости.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и значение Пенсионного Фонда РФ;
- провести анализ доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ в 2011-2012 гг.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и работодателей на общую сумму 6,2 млрд рублей. В сравнении с 2011 годом эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей.

Из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили средства в сумме 2,8 трлн рублей (в 2011 году поступило на 0,4 трлн рублей больше), в том числе:

  • на предоставление материнского капитала – 207,7 млрд рублей, что на 33,4 млрд рублей больше, чем в 2011 году;
  • на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков и снижением основного тарифа на ОПС с 26% до 22% – 304,4 млрд рублей, что на 234,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году;
  • на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты к пенсии – 33,4 млрд рублей (в 2011 году – 34,5 млрд рублей);
  • на софинансирование формирования пенсионных накоплений участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 3,9 млрд рублей (в 2011 году – 3,4 млрд рублей, в 2010 году – 2,5 млрд рублей);
  • на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 1,0 трлн рублей (в 2011 году – 0,9 трлн рублей);
  • на осуществление единовременной выплаты некоторым категориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд рублей [9].
      1. Расходы Пенсионного фонда РФ

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на следующие цели:

  • выплату государственных пенсий;
  • выплату пособий по уходу;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Пенсионного фонда.

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год в целом увеличились на 0,53 трлн рублей по сравнению с 2011 годом и составили 5,45 трлн рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, – 5,2 трлн рублей, что на 0,5 трлн рублей превышает уровень 2011 года.

На выплату пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2012 году направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 млрд рублей.

На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2011 году.

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2012 году стало осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2012 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату – 1,6 млн рублей. [9].

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - второй по величине после федерального, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности. В связи с этим возникает вопрос о контроле за осуществлением этой деятельности. В соответствии с ФЗ РФ "О бюджете Пенсионного фонда России на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг." На 2013 год общий объем доходов бюджета спланирован в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть бюджета определена в размере 2 911 млрд. рублей. Таким образом, предусматривается, что предельный объем профицита бюджета 2012 года составил 306 млрд. рублей. На плановый период 2013 и 2014 годов предполагается увеличение поступлений в доходную часть бюджета до 4 102 млрд. рублей в 2012 году и 4 757 млрд. рублей в 2013 году. С учетом планируемых расходов в указанный период профицит бюджета 2012 и 2013 годов составит, соответственно, 380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует отметить, что бюджет Фонда на 2013 и 2014 год спланирован с дефицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. К 2013 году в указанной части профицит бюджета составит 9,87 млрд. рублей.

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные проверки Пенсионного фонда Российской Федерации и его региональных отделений и осуществляет следующие задачи:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей Пенсионного фонда Российской Федерации по объемам, структуре и целевому назначению;

  • определение эффективности и целесообразности расходов;

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

  • финансовая экспертиза проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

  • анализ соответствия плановых и фактических показателей, касающихся исполнения бюджета;

  • контроль за законностью и своевременностью движения средств Пенсионного фонда РФ.

Канал отвлечения ресурсов является накопительная часть пенсионной системы, в которой участвуют работающие граждане моложе 1967 года рождения.

Таким образом, значительная часть финансовых ресурсов (сейчас более трети, а в ближайшие годы - более 40%) обслуживает механизмы базовой и накопительной частей пенсионного обеспечения.

   Результаты анализа доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. представлены в таблице 2.2.1.

 Таблица 2.1.1.

Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 - 2012 гг. (трлн. руб.)

Год

Общий

объем доходов бюджета

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий

Общий объем расходов бюджета

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий

Профицит бюджета

2010 г.

1,845

1,725

93,50

1,728

1,719

99,48

0,088

2011 г.

2,331

2,107

90,39

2,114

2,093

99,01

0,217

2012 г.

3,217

2,858

88,84

2,911

2,870

98,59

0,306


 

 

Анализ таблицы 2.1.1 показывает, что в составе доходов бюджета часть, не связанная с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий на 2010 г. составила 93,5%, на 2011 г. - 90,39%, а на 2012 г. - 88,84%.

В составе расходов бюджета часть, не связанная с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий в 2010 г. составила 99,48%, в 2011 г. - 99,01%, а в 2012 г. - 98,59%.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: в доходах и в расходах бюджета в период 2010 - 2012 гг. произошло снижение части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий. Более того, анализ показывает, что в доходной части бюджета часть, не связанная с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий ниже, чем в расходной его части.

В ходе анализа прослеживается тенденция к увеличению профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2008 - 2010 гг представлена на рисунке 2.1.2.

Рис. 2.1.2 Динамика роста доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 - 2012 гг., (трлн. руб.)

Из динамики, представленной на рисунке 2.1.2., следует, что в 2010 - 2012 гг. доходы бюджета превышают его расходы, при этом просматривается тенденция к увеличению как доходов, так и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Анализ структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. представлен в таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3.

Анализ структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 - 2012 гг. (трлн. руб.)

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменения (+,-)

Темп роста, %

Доходы

       

Общий объем доходов бюджета

2,331

3,217

+0,886

138,01

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в т. ч.:

2,107

2,858

+0,751

135,64

- за счет межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета

1,280

1,697

+0,417

132,58

- бюджетов субъектов Российской  Федерации

0,00187

0,00287

+0,001

153,48

Расходы

       

Общий объем расходов бюджета

2,114

2,911

+0,797

137,70

Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в т. ч.:

2,093

2,87

+0,777

137,12

- за счет межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета

0,000107

0,000074

-0,000033

69,16


 

 

Анализ таблицы 2.1.3 показывает, что общий объем доходов бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 0,886 трлн. руб. или на 38,01%. Из них в части, не связанной с формированием средств на финансирования накопительной части объем доходов бюджета в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 0,751 трлн. руб. или на 35,64%. В т. ч., за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доходы увеличились на 0,417 трлн. руб., или на 32,58%, а за счет бюджетов субъектов Российской Федерации доходы возросли на 0,001 трлн. руб. или на 52,48%.

Что касается расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, то общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 0,797 трлн. руб. или на 37,7%. Из них, в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части объем расходов бюджета в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 0,777 трлн. руб. или на 37,12%. В том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы снизились на 0,000033 трлн. руб. или на 30,84%.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 г. по сравнению с 2012 г. возросла нагрузка на формирование доходов Пенсионного фонда РФ. Кроме того, анализ показывает, что в 2011 г. по сравнению с 2012 г. снижены расходы бюджета Пенсионного фонда РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В 2012 году удельный вес средств федерального бюджета в общих доходах бюджета Пенсионного фонда РФ составил 62,6% против 53,4% в 2009-м. Такое повышение связано с увеличением социальных обязательств государства в 2013 году, а значит, и расходов по выплате пенсий. Демография и безработица, а также возвращение зарплат в конвертах, не позволят Пенсионному фонду России существенно повысить свои доходы.

Одним из направлений повышения эффективности управления средствами Пенсионного фонда РФ может являться внедрение инструментов бюджетной реформы в деятельность фонда, которые фактически не используются на практике. Внедрение таких инструментов, как мониторинг качества финансового менеджмента, программно-целевое бюджетирование, оценка результативности бюджетных расходов, а также регламентация деятельности позводит повысить эффективность использования бюджетных средств [11].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные характеристики проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на период до 2014 года ориентированы на дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета.

Особое внимание необходимо обратить на разработку и принятие нормативных правовых актов в части:

Информация о работе Задачи и значение пенсионного фонда РФ