В рамках Программы государственного
софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации
поступили дополнительные страховые взносы
граждан и работодателей на общую сумму
6,2 млрд рублей. В сравнении с 2011 годом
эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей.
Из федерального бюджета в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации
поступили средства в сумме 2,8 трлн рублей
(в 2011 году поступило на 0,4 трлн рублей
больше), в том числе:
- на предоставление материнского капитала
– 207,7 млрд рублей, что на 33,4 млрд рублей
больше, чем в 2011 году;
- на компенсацию выпадающих
доходов бюджета ПФР в связи с установлением
пониженных тарифов страховых взносов
для отдельных категорий плательщиков
и снижением основного тарифа на ОПС с 26% до 22% –
304,4 млрд рублей, что на 234,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году;
- на финансовое обеспечение
федеральной социальной доплаты к пенсии
– 33,4 млрд рублей (в 2011 году – 34,5 млрд рублей);
- на софинансирование формирования
пенсионных накоплений участников Программы
государственного софинансирования пенсий,
уплативших дополнительные страховые
взносы в ПФР, – 3,9 млрд рублей (в 2011 году – 3,4 млрд рублей, в 2010 году – 2,5 млрд рублей);
- на обеспечение сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации – 1,0 трлн рублей (в 2011 году – 0,9 трлн рублей);
- на осуществление единовременной выплаты
некоторым категориям граждан в связи
с 67-летием Победы в Великой Отечественной
войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд рублей [9].
Расходы Пенсионного фонда
РФ
Согласно
статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование
средств государственных внебюджетных
фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Расходы Пенсионного
фонда Российской Федерации направляются
на следующие цели:
- выплату государственных пенсий;
- выплату пособий по уходу;
- оказание органами социальной защиты
населения материальной помощи престарелым
и нетрудоспособным;
- финансовое и материально-техническое
обеспечение деятельности Пенсионного
фонда.
Расходы бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации
за 2012 год в целом увеличились на 0,53 трлн
рублей по сравнению с 2011 годом и составили
5,45 трлн рублей, в том числе в части, не
связанной с формированием средств для
финансирования накопительной части трудовых
пенсий, – 5,2 трлн рублей, что на 0,5 трлн
рублей превышает уровень 2011 года.
На выплату
пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей,
что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году.
На предоставление
материнского (семейного) капитала Пенсионным
фондом Российской Федерации в 2012 году
направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд
рублей больше, чем в 2011 году.
Расходы Пенсионного
фонда Российской Федерации на предоставление
федеральной социальной доплаты к пенсии
в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей
по сравнению с 2011 годом и составили 34,8
млрд рублей.
На ежемесячные
денежные выплаты отдельным категориям
граждан израсходовано 325,4 млрд рублей,
что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011
году.
Расходы по
накопительной составляющей бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации за 2012 год
составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма
средств пенсионных накоплений, переданных
в негосударственные пенсионные фонды,
составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд
больше, чем в 2011 году.
Особенностью
исполнения бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации в 2012 году стало
осуществление выплат за счет средств
пенсионных накоплений граждан в соответствии
с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года
№360-ФЗ «О порядке финансирования выплат
за счет средств пенсионных накоплений».
В 2012 году на единовременную выплату средств
пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд
рублей, на выплату накопительной части
трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную
пенсионную выплату – 1,6 млн рублей. [9].
Бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации - второй по величине
после федерального, поэтому эффективность
и целесообразность использования бюджетных
средств является существенной задачей
в его деятельности. В связи с этим возникает
вопрос о контроле за осуществлением этой
деятельности. В соответствии с ФЗ РФ "О
бюджете Пенсионного фонда России на 2012
г. и плановый период 2013-2014 гг." На 2013
год общий объем доходов бюджета спланирован
в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть
бюджета определена в размере 2 911 млрд.
рублей. Таким образом, предусматривается,
что предельный объем профицита бюджета
2012 года составил 306 млрд. рублей. На плановый
период 2013 и 2014 годов предполагается увеличение
поступлений в доходную часть бюджета
до 4 102 млрд. рублей в 2012 году и 4 757 млрд.
рублей в 2013 году. С учетом планируемых
расходов в указанный период профицит
бюджета 2012 и 2013 годов составит, соответственно,
380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует
отметить, что бюджет Фонда на 2013 и 2014 год
спланирован с дефицитом в части, не связанной
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий.
К 2013 году в указанной части профицит бюджета
составит 9,87 млрд. рублей.
Контроль за
использованием средств бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации осуществляется
Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также наблюдательным
советом страховщика, создаваемым в порядке,
определяемом Правительством РФ. Счетная
Палата РФ проводит детальные проверки
Пенсионного фонда Российской Федерации
и его региональных отделений и осуществляет
следующие задачи:
организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей Пенсионного
фонда Российской Федерации по объемам,
структуре и целевому назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходов;
оценка обоснованности
доходных и расходных статей бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации;
финансовая экспертиза
проекта бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации;
анализ соответствия плановых
и фактических показателей, касающихся
исполнения бюджета;
контроль за законностью
и своевременностью движения средств
Пенсионного фонда РФ.
Канал отвлечения
ресурсов является накопительная часть
пенсионной системы, в которой участвуют
работающие граждане моложе 1967 года рождения.
Таким образом,
значительная часть финансовых ресурсов
(сейчас более трети, а в ближайшие годы
- более 40%) обслуживает механизмы базовой
и накопительной частей пенсионного обеспечения.
Результаты анализа доходов
и расходов бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. представлены
в таблице 2.2.1.
Таблица
2.1.1.
Анализ
доходов и расходов Пенсионного фонда
Российской Федерации за 2010 - 2012 гг. (трлн.
руб.)
Год |
Общий
объем доходов бюджета |
Из них в части, не связанной
с формированием средств на финансирование
накопительной части трудовых пенсий |
Общий объем расходов бюджета |
Из них в части, не связанной
с формированием средств на финансирование
накопительной части трудовых пенсий |
Профицит бюджета |
2010
г. |
1,845 |
1,725 |
93,50 |
1,728 |
1,719 |
99,48 |
0,088 |
2011
г. |
2,331 |
2,107 |
90,39 |
2,114 |
2,093 |
99,01 |
0,217 |
2012
г. |
3,217 |
2,858 |
88,84 |
2,911 |
2,870 |
98,59 |
0,306 |
Анализ таблицы
2.1.1 показывает, что в составе доходов
бюджета часть, не связанная с формированием
средств на финансирование накопительной
части трудовых пенсий на 2010 г. составила
93,5%, на 2011 г. - 90,39%, а на 2012 г. - 88,84%.
В составе расходов
бюджета часть, не связанная с формированием
средств на финансирование накопительной
части трудовых пенсий в 2010 г. составила
99,48%, в 2011 г. - 99,01%, а в 2012 г. - 98,59%.
По результатам
проведенного анализа можно сделать следующий
вывод: в доходах и в расходах бюджета
в период 2010 - 2012 гг. произошло снижение
части, не связанной с формированием средств
на финансирование накопительной части
трудовых пенсий. Более того, анализ показывает,
что в доходной части бюджета часть, не
связанная с формированием средств на
финансирование накопительной части трудовых
пенсий ниже, чем в расходной его части.
В ходе анализа
прослеживается тенденция к увеличению
профицита бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Динамика доходов и расходов
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за период 2008 - 2010 гг представлена
на рисунке 2.1.2.
Рис. 2.1.2 Динамика роста доходов
и расходов бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации в 2010 - 2012 гг., (трлн.
руб.)
Из динамики,
представленной на рисунке 2.1.2., следует,
что в 2010 - 2012 гг. доходы бюджета превышают
его расходы, при этом просматривается
тенденция к увеличению как доходов, так
и расходов бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Анализ структуры
доходов и расходов бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
представлен в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3.
Анализ
структуры доходов и расходов бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации
в 2011 - 2012 гг. (трлн. руб.)
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Изменения (+,-) |
Темп роста, % |
Доходы |
|
|
|
|
Общий
объем доходов бюджета |
2,331 |
3,217 |
+0,886 |
138,01 |
Из
них в части, не связанной с формированием
средств на финансирование накопительной
части трудовых пенсий, в т. ч.: |
2,107 |
2,858 |
+0,751 |
135,64 |
- за счет межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета |
1,280 |
1,697 |
+0,417 |
132,58 |
- бюджетов субъектов Российской
Федерации |
0,00187 |
0,00287 |
+0,001 |
153,48 |
Расходы |
|
|
|
|
Общий
объем расходов бюджета |
2,114 |
2,911 |
+0,797 |
137,70 |
Из
них в части, не связанной с формированием
средств на финансирование накопительной
части трудовых пенсий, в т. ч.: |
2,093 |
2,87 |
+0,777 |
137,12 |
- за счет межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета |
0,000107 |
0,000074 |
-0,000033 |
69,16 |
Анализ таблицы
2.1.3 показывает, что общий объем доходов
бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
увеличился на 0,886 трлн. руб. или на 38,01%.
Из них в части, не связанной с формированием
средств на финансирования накопительной
части объем доходов бюджета в 2011 г. по
сравнению с 2012 г. увеличился на 0,751 трлн.
руб. или на 35,64%. В т. ч., за счет межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета
доходы увеличились на 0,417 трлн. руб., или
на 32,58%, а за счет бюджетов субъектов Российской
Федерации доходы возросли на 0,001 трлн.
руб. или на 52,48%.
Что касается
расходов бюджета Пенсионного фонда РФ,
то общий объем расходов бюджета Пенсионного
фонда РФ в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился
на 0,797 трлн. руб. или на 37,7%. Из них, в части,
не связанной с формированием средств
на финансирование накопительной части
объем расходов бюджета в 2011 г. по сравнению
с 2012 г. увеличился на 0,777 трлн. руб. или
на 37,12%. В том числе, за счет межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета
расходы снизились на 0,000033 трлн. руб. или
на 30,84%.
Проведенный
анализ свидетельствует о том, что на бюджеты
субъектов Российской Федерации в 2011 г.
по сравнению с 2012 г. возросла нагрузка
на формирование доходов Пенсионного
фонда РФ. Кроме того, анализ показывает,
что в 2011 г. по сравнению с 2012 г. снижены
расходы бюджета Пенсионного фонда РФ
за счет межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета.
В 2012 году удельный
вес средств федерального бюджета в общих
доходах бюджета Пенсионного фонда РФ
составил 62,6% против 53,4% в 2009-м. Такое повышение
связано с увеличением социальных обязательств
государства в 2013 году, а значит, и расходов
по выплате пенсий. Демография и безработица,
а также возвращение зарплат в конвертах,
не позволят Пенсионному фонду России
существенно повысить свои доходы.
Одним из направлений
повышения эффективности управления средствами
Пенсионного фонда РФ может являться внедрение
инструментов бюджетной реформы в деятельность
фонда, которые фактически не используются
на практике. Внедрение таких инструментов,
как мониторинг качества финансового
менеджмента, программно-целевое бюджетирование,
оценка результативности бюджетных расходов,
а также регламентация деятельности позводит
повысить эффективность использования
бюджетных средств [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные
характеристики проекта бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации на 2013 год
и на период до 2014 года ориентированы на
дальнейшее повышение уровня материального
положения пенсионеров, увеличение размеров
пенсий. Проект бюджета сбалансирован
по доходам и расходам с учетом финансирования
его дефицита за счет средств федерального
бюджета.
Особое внимание
необходимо обратить на разработку и принятие
нормативных правовых актов в части: