Анализ бюджетного устройства современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.
Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Файлы: 1 файл

мой.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

                                                     Введение

В каждой стране основу государственных  финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая  включает государственный бюджет и  бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов  и расходов на определенный период.

Центральное место бюджета  в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его  помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В  странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти  половина национального дохода.

Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования  регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных  фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется  через систему налогов, которые  регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его  регионами, а также в целом  по территории России. Необходимость  такой системы возникает в  результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие  ряда объективных причин, связанных  с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление  их использования и затрат.

     Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что  он формирует финансовую базу для  функционирования органов государства  и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех  общественных отношениях, которые связаны  с концентрацией и использованием его средств.

Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Бюджет создает финансовую базу функционирования государства  в целом, его субъектов и муниципальных  образований, осуществления функций  органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений  с государствами СНГ. Государственные  и местные (муниципальные) бюджеты  являются централизованными денежными  фондами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность бюджета, бюджетное устройство и бюджетной системы

1.1. Содержание  бюджета. Бюджетное устройство

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет — это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 В то же время  бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование  и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов  подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

1.2 Принципы бюджетного устройства

В соответствии с действующим  законодательством бюджетная система страны строится на принципах:

• единство бюджетной системы  РФ;

• разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

• самостоятельности бюджетов;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

• полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса в Российской Федерации,  санкций за нарушение бюджетного  законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы состоит в  закреплении соответствующих видов  доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации,  субъектов Федерации и органами  местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов провозглашает:

– право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

– право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах налоги и  сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и  направления расходования средств  бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

– недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета  на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно  в форме межбюджетных трансфертов;

– недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

Информация о работе Анализ бюджетного устройства современной России