Анализ бюджетного устройства современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.
Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Файлы: 1 файл

мой.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.

Задачи реформирования бюджетной  политики в среднесрочной перспективе:

1. Повышение устойчивости  бюджетной системы, снижение долгового  бремени.

2. Усиление роли бюджетной  политики в качестве инструмента,  направленного на стимулирование  инвестиционной активности и  обеспечение роста экономики.

4. Повышение качества  управления государственными активами  и пассивами; создание эффективной  системы управления государственным  долгом.

5. Совершенствование бюджетного  процесса и упорядочение бюджетных  процедур.

Указанные задачи будут достигаться  реализацией бюджетной политики по следующим направлениям:

1) Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов

Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения  сбалансированности бюджета в среднесрочной  перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости  снижения зависимости состояния  государственных финансов от внешнеэкономической  конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.

2) Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:

- обеспечение эффективного  функционирования налоговой системы. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, фискальных условий деятельности.

-повышение эффективности  управления доходностью государственных активов. Государственное участие в экономике должно осуществляться исходя из принципа его эффективности, определения степени и форм участия, обеспечивающих в том числе необходимый уровень мобилизации доходов в государственный бюджет.

-оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

3) Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.

Бюджетная политика в области  расходов государственного бюджета  в среднесрочной перспективе  будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:

- расходы государственного  бюджета должны определяться  исходя из реализации приоритетов  социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;

-формирование четкой  системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;

-реализация программно-целевого  подхода при соблюдении установленных  нормативов финансирования расходов  государственного бюджета.

4) Повышение эффективности управления государственными активами и пассивами, переход к активному управлению государственным долгом.

Необходимо повысить эффективность  управления зарубежными активами России, имея ввиду разработку и проведение операций по переводу части долга стран-должников перед Российской Федерацией в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Будет усовершенствована кредитная политика Российской Федерации в отношении стран дальнего зарубежья и государств-участников СНГ как инструмент долгосрочной экономической политики России, направленной на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.

Управление государственным  долгом предполагает снижение долгового  бремени, сокращение расходов на его  погашение и обслуживание, оптимизацию  рисков, связанных со структурой государственного долга.

Основными принципами реализации бюджетной политики в области  государственных внутренних заимствований будут следующие:

- политика заимствований  на рынке государственных ценных  бумаг будет проводиться исходя  из конъюнктуры рынка с учетом  ограничения долгового бремени,  формирования доходности на уровне, стимулирующем вложения инвесторов  в реальный сектор экономики;

-создание новых технологий, улучшение обслуживания инвесторов  с разработкой дифференцированных  характеристик долговых обязательств, удовлетворяющих требованиям различных  групп институциональных инвесторов;

-улучшение платежного  графика исходя из необходимости устранения "пиков" платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

5) Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур путем:

- перевода на казначейскую  систему исполнения бюджетов  всех уровней;

-обеспечения прозрачности  бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной  отчетности в соответствии с  разделами бюджетной классификации  на всех уровнях бюджетной  системы;

-совершенствования системы  государственных закупок, обеспечивающей  реальный конкурентный режим  при размещении заказов на  производство товаров и услуг  для государственных нужд;

-урегулирования имеющейся  бюджетной дебиторской и кредиторской  задолженности, максимальной консолидации  в бюджетах всех уровней внебюджетных  фондов и целевых бюджетных  фондов;

-сохранения принципа  общего покрытия бюджетных расходов  доходами и др.

 

3.2 Основные направления  развития бюджетной политики

 

 

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Как указано в Бюджетном  послании, важнейшей предпосылкой и  условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

   «Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная  налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения  долгосрочных кредитных ресурсов  могут и должны стать важнейшими  конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию  экономики и, соответственно, расширение  возможностей для решения социальных  задач.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1)  интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего – путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение условий  жизни человека,  адресное решение  социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулирование инновационного  развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Соответственно, бюджетные  параметры на 2012-2014 годы, а также  положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого  долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также  основных государственных программ Российской Федерации.   

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен  перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая  для их разработки нормативная и  методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Дефицит федерального бюджета  в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит  федерального бюджета проектируется  в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При  относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные  заимствования и поступления  от приватизации федеральной собственности.

На 2013 - 2015 годы государственные  заимствования запланированы в  объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить  его за счет части нефтегазовых доходов.

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Таким образом, современное  бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые  на бюджетную систему. Это было связано  с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная  система и как составная часть  бюджет государства представляют собой  сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета  происходит формирование государственных  фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и  правила, весь комплекс отношений бюджетной  системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное  право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое  соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Современной бюджетная система  России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения  деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания  граждан Российской Федерации.

Именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Через бюджет происходит перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта. Бюджет выступает  инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Информация о работе Анализ бюджетного устройства современной России