Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.
Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»
Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.
Задачи реформирования бюджетной политики в среднесрочной перспективе:
1. Повышение устойчивости
бюджетной системы, снижение
2. Усиление роли бюджетной
политики в качестве
4. Повышение качества
управления государственными
5. Совершенствование бюджетного
процесса и упорядочение
Указанные задачи будут достигаться реализацией бюджетной политики по следующим направлениям:
1) Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов
Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.
2) Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:
- обеспечение эффективного функционирования налоговой системы. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, фискальных условий деятельности.
-повышение эффективности управления доходностью государственных активов. Государственное участие в экономике должно осуществляться исходя из принципа его эффективности, определения степени и форм участия, обеспечивающих в том числе необходимый уровень мобилизации доходов в государственный бюджет.
-оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.
3) Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.
Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:
- расходы государственного
бюджета должны определяться
исходя из реализации
-формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;
-реализация программно-
4) Повышение эффективности управления государственными активами и пассивами, переход к активному управлению государственным долгом.
Необходимо повысить эффективность управления зарубежными активами России, имея ввиду разработку и проведение операций по переводу части долга стран-должников перед Российской Федерацией в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Будет усовершенствована кредитная политика Российской Федерации в отношении стран дальнего зарубежья и государств-участников СНГ как инструмент долгосрочной экономической политики России, направленной на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.
Управление государственным долгом предполагает снижение долгового бремени, сокращение расходов на его погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга.
Основными принципами реализации бюджетной политики в области государственных внутренних заимствований будут следующие:
- политика заимствований
на рынке государственных
-создание новых технологий,
улучшение обслуживания
-улучшение платежного графика исходя из необходимости устранения "пиков" платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.
5) Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур путем:
- перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
-обеспечения прозрачности
бюджетов и бюджетных процедур,
обязательная публикация
-совершенствования системы
государственных закупок,
-урегулирования имеющейся
бюджетной дебиторской и
-сохранения принципа
общего покрытия бюджетных
3.2 Основные направления развития бюджетной политики
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая
стабильность, низкая инфляция, умеренная
налоговая и долговая нагрузка,
возможности для привлечения
долгосрочных кредитных
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс
2) создание в рамках
переходного периода
3) улучшение условий
жизни человека, адресное решение
социальных проблем, повышение
качества государственных и
4) повышение отдачи от
использования государственных
расходов, в том числе за счет
формирования рациональной
5) эффективная децентрализация
полномочий публично-правовых
Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».
Соответственно, бюджетные параметры на 2012-2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Основными источниками финансирования
дефицита федерального бюджета в 2013
- 2015 годах будут выступать
На 2013 - 2015 годы государственные
заимствования запланированы в
объеме, превышающем дефицит
Заключение
Таким образом, современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.
В настоящее время бюджетная
система и как составная часть
бюджет государства представляют собой
сложные составные части
Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.
Современной бюджетная система
России является достаточно устойчивой
системой экономических отношений,
но в ней ещё есть много неопределённостей.
Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать
методы организации и функционирования
бюджетной системы для
Именно бюджет, показывая
размеры необходимых
Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего
валового продукта. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования
экономики, инвестиционной активности,
повышения эффективности
Информация о работе Анализ бюджетного устройства современной России