Анализ бюджетного устройства современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.
Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Файлы: 1 файл

мой.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов  РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный  доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо  нуждающегося в поддержке», предоставляется  тем регионам, у которых объем  бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых  соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных  частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу  производится на основании установленной  доли каждого региона в общем  объеме средств соответствующей  части этого дохода

Преимущества этого способа  регулирования заключаются в  том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение  средств субъектам федерации  осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле  расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации.

Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению  социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части  проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура  расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований.

Так, городским органам  подчинена значительная часть предприятий  местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство  в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся  в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть  расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно  составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов  федерации состоят из собственных  и регулирующих доходов.

К ним относятся:

  1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;
  2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;
  3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;
  4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

 

 

2.2 Межбюджетные  отношения

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимодействуют  в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной системы  РФ;

  • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности

субъектов РФ, муниципальных  образований;

  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный  федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно  как и канонического определения  не существует.

Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

  • сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
  • законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
  • наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
  • закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
  • реализация программ поддержки развития отдельных регионов и т.п.

Все эти характеристики стандартной  модели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при её адаптации  к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для  данного периода её истории множеству  взаимосвязанных задач социального, экономического и регионального  развития.

Российская модель бюджетного федерализма формально строилась  в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение  предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями  и исходила из законодательно установленной  структуры разделения между всеми  уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался  «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных  трансфертов субъектам РФ.

Основные принципы на которых основываются межбюджетные отношения являются принцип субсидиарности и соразмерности.

Существует множество  моделей межбюджетных отношений. Выделяют две основные модели распределения  бюджетных средств – это модели вертикального и горизонтального  финансового выравнивания. Сущность модели вертикального выравнивания трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом  обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его  доходных источников, среди которых  акцент делается на налоговые поступления.

Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение  единого стандартного уровня потребления  государственных услуг жителями различных регионов страны.

Выделяют следующие виды финансовой поддержки – это дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы на безвозмездной  и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов. Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между текущими и капитальными расходами.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Субвенции - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Основным нормативно-правовым источником регулирования межбюджетных отношений в РФ является Бюджетный  кодекс РФ. Также основополагающими  в данных правоотношения являются федеральные  законы. Субъекты РФ могут принимать  свои нормативно-правовые акты, но не противоречить  высшему законодательству.

             Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:

подготовку прогноза поступлений  доходов исходя из реальной ситуации в экономике;

оперативную корректировку  бюджетов при отклонении поступлений  доходов от прогнозных данных;

осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых  льгот и принятие мер по их оптимизации;

обеспечение увеличения поступлений  по налогам в бюджеты субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований в первую очередь  за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;

поддержку значимых для региона  отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию  гарантийных механизмов, осуществление  субсидирования процентных ставок;

взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими  налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  следует обеспечить адекватную экономической  ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

инвентаризация и оптимизация  расходов субъектов Российской Федерации, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления;

обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии  сохранения качества и объемов государственных  и муниципальных услуг;

сокращение капитальных  и других расходов, не связанных  с обеспечением жизнедеятельности  объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;

финансирование капитальных  вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;

обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования  бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных  и муниципальных услуг, включая  установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

недопущение кредиторской задолженности  по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и  социальным выплатам.

Реализация вышеуказанных  мер по повышению эффективности  межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации  обеспечит дальнейшее развитие системы  межбюджетных отношений и будет  способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствования бюджетного  устройства Российской Федерации

3.1 Направления  совершенствования бюджетной системы  России в среднесрочной перспективе

 

Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной  экономической политики, оказывающим  влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства.

Информация о работе Анализ бюджетного устройства современной России