Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение теоретических основ построения федерального бюджета и структурный анализ доходов и расходов бюджета данного уровня.
Задачами данной контрольной работы являются
- рассмотреть классификацию доходов и расходов федерального бюджета;
- провести анализ федерального бюджета за два периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами 5
1.2. Структура доходов и расходов федерального бюджета 6
1.3. Понятие бюджетного процесса. Его участники 8
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 12
2.1. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 12
2.2. Исполнение бюджета по звеньям бюджетной системы 14
2.3. Общие принципы, правовой статус, состав госвнебюджетных фондов РФ 15
2.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 16
2.5. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство 16
2.6. Межбюджетные отношения и их реформирование. Трансферты 18
2.7. Расходы бюджета на международную деятельность обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга 18
2.8. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ 19
2.9. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов. Дефицит. Профицит 21
3. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2008-2010 Г.Г. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

анализ бюджета 2008.doc

— 6.68 Мб (Скачать файл)

 

Дефицит бюджета  и источники его покрытия

 

Дефицит бюджета - это  превышение расходов бюджета над  доходами. В бюджетах обязательно предусмотрены альтернативные источники покрытия дефицита бюджета. Это различные заемные средства [6, c.151]. Например, внешний займ государства в международном валютном фонде. Размер дефицита бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходы на обслуживание госдолга. Источники финансирования дефицита бюджета определяются и утверждаются органами гос. власти в законе о бюджете на будущий год. При принятии бюджета с дефицитом в законе обязательно утверждаются источники его финансирования. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники следующих видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 2) внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

 

3. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА ЗА 2008-2010 Г.Г.

 

Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год  составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд.  руб. Профицит вообще не планируется.

 

Анализ доходов

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица 1.

Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Доходы  федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

По  сумме, млрд. руб.

По  удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

     5,39

-0,41%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

   79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%


 

В связи с  произошедшими изменениями в  бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

Нефтегазовые доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в  федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году  прогнозируется уменьшение  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности.

Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 г.г.

 

В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения  происходят в поступлениях в федеральный  бюджет.

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

  1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .
  2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблиц№1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
  6. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб..
  7. Неналоговые доходы. Прогнозируется, что сумма доходов этого раздела на 2008 году составят 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
  8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе  поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсац<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f

Информация о работе Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг