Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучений теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работе выделены следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности бюджетирования на предприятии;
- провести анализ системы бюджетирования в ООО «Липецкая городская энергетическая компания;
- на основе исследуемого материала собрать и сформулировать возможные пути совершенствования системы бюджетирования и среди них выделить те, которые могут быть рекомендованы к внедрению в ООО «Липецкая городская энергетическая компания».
Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
На крупных предприятиях
работа по составлению бюджетов (планов)
должна производиться
Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Система бюджетирования,
организованная в ООО «Липецкая
городская энергетическая компания»
также представляет собой организованный
процесс взаимодействия структурных
подразделений между собой. Организационная
схема организации
Рис. 2. Организационная
схема построения бюджета ООО
«Липецкая городская
Но данная схема системы бюджетирования ООО «Липецкая город-ская энергетическая компания» является весьма общей и отражает структурное строение компании, так как уже упоминалось, что в Обществе выделены четыре структурных подразделения (три комплекса и Управление). Рассматривается вопрос о выделении Управления капитального строительства в отдельное подразделение, и, соответственно, с выделенным бюджетом (сейчас УКС в структуре Общества и системе бюджетирования предприятия является частью Управления).
Если же рассматривать
существующую систему бюджетирования
с организационной точки
В целом, в организации системы бюджетирования ООО «Липецкая городская энергетическая компания» можно выделить следующие основные стадии:
На практике процесс бюджетирования имеет весьма детализированный вид.
Для упорядочения функционирования
и чёткой детализации системы
бюджетирования на предприятии финансовым
менеджментом компании был разработан
и внедрён Временный регламент
организации системы
Данный документ чётко
описывает всю систему
Регламент регулирует порядок и процесс формирования, утверждения, исполнения, контроля и анализа Бюджета движения денежных средств и Бюджета доходов и расходов компании. Он основывается на действующих нормативных актах, законодательстве Российской Федерации, Уставе Общества и других внутренних нормативных документах Общества, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность Общества.
Данный документ утверждается
приказом генерального директора Общества
и является обязательным для исполнения
всеми подразделениями и
Все вопросы, касающиеся формирования, контроля и анализа Бюджетов, неучтенные регламентом, решаются через Бюджетную комиссию. Все документы по формированию, утверждению и анализу исполнения Бюд-жета движения денежных средств и Бюджета доходов и расходов хранятся в Финансовом управлении в течение срока, установленного номенклатурой дел.
Контроль за соблюдением регламента осуществляет заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Липецкая городская энергетическая компания».
С целью разграничения ответственности по отдельным составляющим Бюджетов Общества используется финансовая структура, которая отражает сферу деятельности отдельных структурных единиц - центров финансовой ответственности и ответственных исполнителей - в процессе формирования и исполнения Бюджетов. Финансовая структура утверждается приказом генерального директора.
Структура Бюджета движения денежных средств формируется из следующих составляющих:
а) доходная часть с отражением статей дохода и ответственных исполнителей в соответствии с финансовой структурой;
б) расходная часть с отражением статей расхода и ответственных исполнителей в соответствии с финансовой структурой;
в) остаток денежных средств на начало и конец периода;
г) обязательные приложения к Бюджету Общества:
Структура Бюджета доходов и расходов имеет следующий вид:
а) доходная часть с отражением статей дохода по видам деятельности;
б) расходная часть с отражением статей расхода по элементам затрат и себестоимости по видам деятельности;
в) прибыль от продаж по видам деятельности;
г) формирование и использование чистой прибыли.
Формирование проекта Бюджета движения денежных средств проходит несколько этапов.
Ответственные исполнители по статьям в соответствии с финансовой структурой направляют в Отдел бюджета бюджетную заявку по форме (Приложение 15). Бюджетная заявка должна содержать:
Информация о работе Анализ системы бюджетирования в ООО «ЛГЭК»