Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:20, лекция
Бюджет движения денежных средств отражает входящие и исходящие денежные потоки и показывает платежеспособность предприятия: хватает ли ему денег на текущую деятельность, остаются ли средства на развитие. Например, компания может реализовать продукцию с большой рентабельностью и иметь огромную прибыль, но при этом предоставить поставщикам существенные отсрочки платежа. В таком случае в бюджете доходов и расходов руководитель увидит отличную прибыль, а в бюджете движения денежных средств приток средств будет минимальным. Если при этом предприятию нужно рассчитываться с собственными поставщиками, оно может оказаться в тяжелом финансовом положении несмотря на хорошие продажи.
Инструментарий применения метода БОР активно разрабатывается также во внешней по отношению к бюджету среде, в том числе и в сфере международного консалтинга. Так, одна из разработок Standard&Poor's предлагает механизм, при котором "детальное планирование структуры расходов и трехуровневый внешний контроль замещаются утверждением общей суммы расходов и четким графиком финансирования. Задание, выраженное в объеме и качестве бюджетных услуг, приходит на смену сложной системе стандартов и нормативов" [20]. Любопытно, что в такой трактовке БОР не только не использует нормирование, но даже выступает в качестве альтернативы ему. Возможно, это объясняется недостаточно качественным переводом (коль скоро это зарубежная методика), поскольку объем бюджетных услуг как раз и определяется величиной норматива (будь это количество учебных часов по какой-либо дисциплине в школе или продолжительность медицинских процедур в больнице), в то время как качество этих услуг определяется только их стандартом (в нашем примере - это содержательная нагрузка дисциплины или медицинские показания к процедуре). В итоге международные эксперты предлагают скорее терминологические, чем методические уточнения методики, известной в России как "государственные минимальные социальные стандарты и нормативы финансовых затрат".
Некоторые теоретические выводы
Прежде чем перейти к рассмотрению практических аспектов БОР, попробуем сделать ряд выводов для дальнейшего развития идеи этого бюджетного метода.
1. Популярность методики
БОР объясняется в основном
только императивностью посыла
федерального уровня власти, больше
других заинтересованного в
2. Внедрение метода БОР
сопровождается сокращением
3. Поскольку инициативы
по внедрению того или иного
метода управления изначально
выдвигаются самым верхним
В части БОР федеральный
уровень проходит пока фазу самостоятельной
методической наработки, но регионы, как
было отмечено выше, очень живо реагируют
на эти новации. По-видимому, в перспективе
следует ожидать появления
4. Пока не наблюдается
высокая активность внедрения
БОР на уровне местных
5. Насколько можно судить,
бюджетирование, ориентированное на
результат, призвано
6. Многообразие понимания
сути метода БОР в разных
источниках следует считать не
недостатком, а диалектическим
преимуществом этапа "
7. Область применения
БОР, как отмечалось выше, пока
ограничивается только
Во-первых, если понимать бюджетирование
как элемент системы
Во-вторых, что более важно,
опираясь на комплексность бюджетирования
- "от доходов к расходам и наоборот",
следует убедиться в том, насколько
бюджетный механизм государства
вообще может подлежать такого рода
финансовому управлению, каковым
является БОР. Ниже попробуем найти
ответ на этот вопрос, проведя аналогии
между бюджетированием, ориентированным
на результат, и традиционным бюджетированием
в коммерческой сфере (БКС) с учетом
необходимых объективных и
О параллелях между бюджетированием,
ориентированным на результат, и бюджетированием в коммерческой сфере
Бюджетирование коммерческих
организаций давно стало
Сегодня все большую популярность
приобретает концепция
Бюджетирование в коммерческой
сфере, его методические приемы и
инструментарий формировались в
течение ряда лет эволюционным путем.
Такая эволюция учитывала и развивающиеся
потребности в планомерном
БКС в значительной мере
является результатом частной
Что касается определения процедуры БКС, то во многих отечественных и зарубежных публикациях бюджетное планирование представлено в виде алгоритма, заключающегося в последовательности этапов, процедур и итераций, поскольку отдельные элементы данного алгоритма имеют между собой как прямые, так и обратные связи [25].
Насколько БОР действительно представляет собой бюджетирование в традиционном смысле? Для ответа на этот вопрос проведем краткий анализ этапов, принятых в коммерческом бюджетировании в качестве аксиомы [26], с комментариями по применению их в сфере общественных финансов и краткими выводами.
О перспективах бюджетирования, ориентированного на результат
Нет необходимости доказывать, что возможность формирования "идеально точных" бюджетных планов (равно как и возможность фактического их исполнения "точно в соответствии с планом") существует только в теории. Тем не менее если все-таки настаивать на такой возможности, то в итоге должен быть сформирован некий идеальный бюджетный план самого высокого качества, какое можно обеспечить в нынешних и будущих условиях бюджетирования. Почему важно отметить фактор точности планирования? Очевидно, понимая под бюджетированием, ориентированным на результат, системный метод эффективного управления объектом на основе финансовых ресурсов, точность плана становится определяющим фактором. Дело в том, что БОР осуществляется в виде целенаправленного управления, которое достигается только при точности и исполнимости бюджетного плана.
Наряду с точностью оценка качества бюджетного плана может проводиться по разным показателям:
- скорость подготовки
плана (если есть возможность
быстрее подготовить план, то
степень оперативности
- простота определения
планируемых показателей (
- наличие встроенных в план механизмов контроля за его соблюдением (в этом случае повышается гарантия исполнения запланированного);
- доступность плановых
ориентиров для лиц,
Эти и аналогичные показатели будут адекватны при оценке качества бюджетного плана только при соблюдении двух критериев: во-первых, принципиальной исполнимости фактических показателей и, во-вторых, достигаемой при этом максимизации позитивного эффекта для объекта планирования.
Под исполнимостью следует
понимать своего рода реалистичность
запланированных показателей