Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

бюджет И межб отн.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Капитальные расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • ассигнований на обязательные выплаты населению;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов по решениям органов государственной власти;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам;
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • межбюджетных трансфертов;
  • кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание долговых обязательств.

Финансирование  новых видов расходов бюджетов или  увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения изменений в закон о бюджете при наличии дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год указывается перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного акта частично обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе о бюджете, в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта. Если в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.

Расходные обязательства  Российской Федерации возникают  в результате принятия федеральных  законов, заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации  договоров, принятия федеральных законов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита Федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Федеральные законы, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда  компенсаций, должны содержать порядок  расчета нормативов для определения  общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Федерации (местным бюджетам).

Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют  в целях исключения финансирования расходов, которые не предусмотрены  законами о федеральном бюджете  или не обеспечены поступлениями доходов и федеральными займами. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.

Санкционирование  расходов Федерального бюджета включает:

  • утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств Федерального бюджета;
  • утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств Федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
  • принятие денежных обязательств получателями средств Федерального бюджета;
  • подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому  признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов, расходы федерального бюджета представлены в таблице 3, а их структура – в таблице.

Динамика расходов Федерального бюджета за 2002-2006 гг. (в млрд. рублей)4

Таблица 3

Вид расходов

2002

2003

2004

2005

2006

Государственное управление

25

42

56

67

81

Национальная оборона

192

248

295

356

430

Правоохранительная деятельность

105

149

190

248

315

Фундаментальные исследования

17

24

31

42

47

Промышленность

35

44

105

69

81

Сельское хозяйство

13

24

28

32

35

Образование

38

54

82

100

122

Здравоохранение

17

23

32

39

49

Социальная политика

68

112

485

139

154

Обслуживание государственного долга

249

231

230

221

205

Финансовая помощь бюджетам других уровней

101

230

318

796

904

ВСЕГО расходов

1 019

1 322

2 054

2 359

2 696


 

Структура функциональных расходов Федерального бюджета за 2002-2006 гг. (в процентах).

 

 

Таблица 4.

Вид расходов

2000

2001

2002

2003

2004

Государственное управление

2

3

3

3

3

Национальная оборона

19

19

14

15

16

Правоохранительная деятельность

10

11

9

11

12

Фундаментальные исследования

2

2

2

2

2

Промышленность

3

3

5

3

3

Сельское хозяйство

1

2

1

1

1

Образование

4

4

4

4

5

Здравоохранение

2

2

2

2

2

Социальная политика

7

8

24

6

6

Обслуживание государственного долга

24

17

11

9

8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

10

17

15

34

34

ВСЕГО расходов

100

100

100

100

100


За прошедшие  пять лет расходы на национальную оборону и обеспечение правоохранительной деятельности государства составляли примерно 27 % от всей суммы расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга – с 24 % в 2000 г. до 8 % в 2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив росла – с 10 % в 2000 г. до 34 % в 2004 г.

Расходные обязательства  субъекта Российской Федерации закреплены в статье 85 Бюджетного кодекса РФ и возникают в результате:

- принятия законов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов Федерации;

- принятия законов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;

- принятия нормативных правовых актов субъекта Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из Федерального бюджета.

Расходные обязательства  субъекта Федерации устанавливаются  органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, расходные обязательства субъекта Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций. Законы субъекта Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год.

Органы государственной  власти субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия  оплаты труда государственных гражданских  служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации. Органы государственной власти субъекта Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.

Информация о работе Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике