Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

бюджет И межб отн.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Достижение стабильно  низкого уровня инфляции. Устойчивость  российского рубля является тем условием, при котором экономика работает эффективно и бесперебойно. Низкая инфляция создает благоприятные условия для накопления и инвестирования средств в результате сокращения риска потери покупательной способности денег; укрепляются и получают возможность эффективно функционировать кредитные и финансовые рынки. Сохранение в течение последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, и превышение инфляцией установленных ориентиров приводит к ее ожидаемому автоматическому росту, сохранению высокой склонности к потреблению.

 Инфляция отражает  усредненную оценку индекса потребительских  цен, исходя из структуры расходов  различных доходных групп населения.  Средний рост потребительских цен за 2001-2005 гг. составил 13,4%. При этом уровень инфляции для наименее обеспеченного населения (1-я и 2-я децильные группы) за этот период был на 1,5 процентного пункта выше, чем средний уровень инфляции. Это превышение обусловлено, прежде всего, интенсивным ростом цен на платные услуги для данной группы граждан (25,85% против 21% в среднем по всем домохозяйствам) и цен на непродовольственные товары (7,1% против 6,4%).

 Основным фактором  высокой инфляции является ускоренный  рост денежного предложения, опережающий рост спроса на деньги. Поэтому базовая инфляция в 2001 - 2004 гг. оставалась стабильно высокой - 10 - 11% в год, в 2005 г. базовая инфляция составила 8,3%. Это связано с тем, что ежегодно темпы роста денежных агрегатов складываются существенно выше, чем предусматривается основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год*(6).

 Следует отметить, что экономика и денежно-кредитная  сфера по-прежнему в значительной  степени зависят от динамики  цен на нефть. С августа 2005 по август 2006 г. по мере пересмотра прогноза цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной и курсовой политики. Так, если при прогнозируемой цене на нефть в 2007 г. в размере 35 долл. США/бар. (дата прогноза - август 2005 г.) индекс потребительских цен прогнозировался в размере 6 - 7,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 28,6 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля - 3,7%, то при прогнозируемой цене на нефть 61 долл. США (дата прогноза - август 2006 г.) индекс потребительских цен прогнозируется в размере 6,5 - 8%, среднегодовой курс рубля к доллару США-26,5 руб. /долл. США, повышение реального эффективного курса рубля - 4,8%.

 Повышение прогнозируемых  цен на нефть увеличивает величину  дополнительных доходов экономики, не направляемых в Стабилизационный фонд и используемых для финансирования расходов бюджета. Результатом проводимой бюджетной политики, направленной на использование дополнительных доходов бюджета, поступающих в результате высоких цен на нефть, стало увеличение непроцентных расходов с 14,9% ВВП в 2004 г. до 15,3% ВВП в 2005 г. и 15,4% ВВП в 2006 г. В 2007 г., по проекту федерального бюджета, непроцентные расходы составят примерно 17% ВВП.

 В 2007 - 2009 гг. непроцентные  расходы федерального бюджета увеличатся в реальном выражении на 8,4% в среднем за год, в том числе в 2007 г. - на 17,1%. При этом прирост непроцентных расходов в 2007 - 2009 гг. предусматривается более медленными темпами - 7% в среднем за год, в том числе в 2007 г. - 14,3%. Понятно, что параметры федерального бюджета на 2008 - 2009 гг. являются ориентировочными и вполне возможно потенциальное увеличение расходов в эти годы.

 Это свидетельствует  о недостаточно жестком бюджетном  планировании. В результате роль  бюджета в качестве регулятора экономики сокращается. Ускоренными темпами растет денежное предложение, превышающее потребности экономики, что служит причиной роста цен. Это создает угрозу избыточного укрепления рубля либо выхода инфляции за установленные пределы. В этих условиях для обеспечения целевых ориентиров по инфляции Центральный банк РФ, стерилизационные возможности которого ограничены необходимостью обеспечения целевых ориентиров по базовой инфляции, вынужден идти на дополнительное повышение курса рубля.

 В данной связи в целях повышения эффективности координации бюджетной и денежно-кредитной политики потребуются дополнительные механизмы, ограничивающие прирост непроцентных расходов федерального бюджета, в частности закрепление уровня расходов как доли к ВВП или установление фиксированного размера использования нефтегазовых доходов (нефтегазового трансферта) к ВВП.

 Важным шагом к  поддержанию макроэкономической  стабильности должно стать создание  фонда будущих поколений, аккумулирующего  доходы бюджета, связанные с  использованием невозобновляемых природных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой. Требуется предусмотреть возможность инвестирования этих средств в проекты, обеспечивающие в долгосрочной перспективе достаточно высокий доход. Это позволило бы перейти к последовательному замещению в долгосрочной перспективе сокращающихся в процентах от ВВП доходов от использования природных запасов инвестиционными доходами от размещения накопленных средств.

3. Реализация приоритетных  национальных проектов, направленных  на модернизацию социальной сферы, в том числе сферы здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальный эффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК.

 Совокупный объем  средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов, в 2007 г составляет с учетом гарантий 264,3 млрд руб., без учета гарантий - 230,78 млрд руб., т.е. прирост по отношению к предыдущему году - 79,78 млрд руб.

 Объем средств на  финансирование национального проекта "Образование" в 2007 г. составит 48,9 млрд руб. (увеличение на 19,6 млрд руб.), "Здоровье" - 107,7 млрд руб. (45,1 млрд руб.), "АПК" - 23,4 млрд руб. (1,5 млрд руб.), "Доступное и комфортное жилье" (без учета гарантий) - 50,78 млрд руб. (13,58 млрд руб.).

 Реализация мероприятий  в области образования в 2007 г. и в среднесрочной перспективе  будет направлена на повышение  качества и доступности образования,  развитие системы непрерывного  профессионального образования,  формирование эффективного рынка образовательных услуг, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, а также переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ. Реализация государственной политики по указанным направлениям позволит создать условия для повышения качества "человеческого капитала". Ожидается рост численности детей в дошкольных образовательных учреждениях - с 4 542,6 тыс. чел. в 2005 г. до 5 097,1 тыс. чел. в 2009 г., прием в образовательные учреждения начального профессионального образования в 2009 г. может составить 849,6 - 873,9 тыс. чел. против 778 тыс. чел. в 2005 г., увеличение численности студентов к 2009 г. составит 1,7 - 2,6% по сравнению с 2005 г.

 Политика в сфере  здравоохранения в 2007 - 2009 гг. будет  направлена на улучшение состояния здоровья населения путем улучшения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний за счет создания условий предоставления медицинских услуг, соответствующих потребностям населения и современному уровню развития медицинской науки и технологий.

 Повышение эффективности  функционирования системы здравоохранения  будет решаться путем усиления  профилактической направленности  здравоохранения, переориентации  части объемов медицинской помощи  на амбулаторно-поликлинический этап, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения, широкого внедрения стационарозамещающих технологий и расширения спектра медицинских услуг

 Обеспеченность местами  в дневных стационарах возрастет  с 13,9 мест на 10 тыс. населения в 2005 г до 17,5 - 17,7 в 2009 г., обеспеченность участковыми врачами-терапевтами возрастет к 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 14,3%, врачами-педиатрами - на 6%, врачами общей практики - в 2 раза. Обеспеченность средним медицинским персоналом в системе здравоохранения в целом возрастет на 13,5%.

 В рамках реализации  Концепции демографического развития  России на период до 2015 г. предусматривается  увеличение размеров пособий  по материнству и детству (пособий  по беременности и родам, при  рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности). На реализацию этих мероприятий (без учета расходов на предоставление базового материнского капитала) будет направлено 32,3 млрд руб.

 В 2007 - 2009 гг. будут  также реализованы федеральные  целевые программы "Предупреждение  и борьба с социально значимыми  заболеваниями на 2007 - 2011 годы"*(7), "Дети России (на 2007 - 2010 годы)", а также ведомственные и региональные  целевые программы, что позволит направить финансовые ресурсы на решение наиболее значимых проблем здравоохранения, связанных с улучшением состояния здоровья населения.

 Развитие АПК будет  осуществляться по трем основным  направлениям:

1) ускоренное развитие  животноводства;

2) стимулирование развития  малых форм хозяйствования;

3) обеспечение жильем  молодых специалистов и их  семей на селе.

 Данный национальный  проект предполагает затраты  объемом 23,4 млрд руб., он позволит  существенно снизить уровень  сельской бедности и привлечь в аграрный сектор молодых специалистов, а также повысит продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.

4. Обеспечение энергетической  безопасности и модернизация  энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности народного хозяйства, прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, в сфере информатики и нанотехнологий. Преодоление отставания в развитии транспортной инфраструктуры путем реализации инфраструктурных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда.

 Реализация комплекса  мер по стимулированию экономического  роста предполагает повышение  эффективности государственных  расходов инвестиционного характера.  Их объем, включая инвестиционный  фонд и инвестиционную часть  национальных проектов, увеличится  с 2,1% ВВП в 2006 г. до 2,7% ВВП в 2007 г. в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.

 Эффективность инвестиционных  расходов государства во многом  определяется качеством целевых  программ и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитие производственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новых технологий, наукоемких отраслей, таких как атомная промышленность, авиационная промышленность, космический комплекс, судостроение и электронная промышленность.

 Существенным фактором  активизации накопления частного  капитала станет формирование  финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую  Государственную корпорацию развития  и систему негосударственных  венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.

 В результате реализации  предлагаемых мер в бюджете  на 2007 г. доля бюджетных средств  в инвестициях в основной капитал  существенно возрастает - с 17,8% в  2005 г. до 20,3% в 2006 г. и до 20,6% в 2007 г.

 Средний темп роста  потребления государственных учреждений  в 2006 - 2009 гг. составит 4,5% за год  (против средних темпов роста  в размере 1,6% в 2000 - 2005 гг.), что  связано преимущественно с решением  социально-экономических задач правительства: ростом государственной поддержки в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, а также с решением задач повышения национальной безопасности страны и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В результате доля государственного спроса в структуре ВВП увеличится с 16,5% в 2005 г. до 18,8% в 2007 г. и до 19,6% в 2009 г.

 Таким образом,  современная бюджетная политика  государства направлена в ближайшей  перспективе, помимо мобилизации  доходов в бюджеты всех уровней  и реализации бюджетных расходов государства (общества), как минимум, на решение еще двух очень важных задач, а именно: модернизацию (реформирование, совершенствование) межбюджетных отношений и создание необходимых предпосылок экономического роста страны.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации

2 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

 


Информация о работе Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике