Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:29, реферат
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Предоставление
бюджетных средств
Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения изменений в закон о бюджете при наличии дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год указывается перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного акта частично обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе о бюджете, в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта. Если в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.
Расходные обязательства
Российской Федерации возникают
в результате принятия федеральных
законов, заключения Российской Федерацией
или от имени Российской Федерации
договоров, принятия федеральных законов,
предусматривающих
Федеральные законы,
предусматривающие
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения финансирования расходов, которые не предусмотрены законами о федеральном бюджете или не обеспечены поступлениями доходов и федеральными займами. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.
Санкционирование расходов Федерального бюджета включает:
Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов, расходы федерального бюджета представлены в таблице 3, а их структура – в таблице.
Динамика расходов Федерального бюджета за 2002-2006 гг. (в млрд. рублей)4
Таблица 3
Вид расходов |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Государственное управление |
25 |
42 |
56 |
67 |
81 |
Национальная оборона |
192 |
248 |
295 |
356 |
430 |
Правоохранительная |
105 |
149 |
190 |
248 |
315 |
Фундаментальные исследования |
17 |
24 |
31 |
42 |
47 |
Промышленность |
35 |
44 |
105 |
69 |
81 |
Сельское хозяйство |
13 |
24 |
28 |
32 |
35 |
Образование |
38 |
54 |
82 |
100 |
122 |
Здравоохранение |
17 |
23 |
32 |
39 |
49 |
Социальная политика |
68 |
112 |
485 |
139 |
154 |
Обслуживание государственного долга |
249 |
231 |
230 |
221 |
205 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
101 |
230 |
318 |
796 |
904 |
ВСЕГО расходов |
1 019 |
1 322 |
2 054 |
2 359 |
2 696 |
Структура функциональных расходов Федерального бюджета за 2002-2006 гг. (в процентах).
Таблица 4.
Вид расходов |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Государственное управление |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Национальная оборона |
19 |
19 |
14 |
15 |
16 |
Правоохранительная |
10 |
11 |
9 |
11 |
12 |
Фундаментальные исследования |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Промышленность |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
Сельское хозяйство |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Образование |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Здравоохранение |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социальная политика |
7 |
8 |
24 |
6 |
6 |
Обслуживание государственного долга |
24 |
17 |
11 |
9 |
8 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
10 |
17 |
15 |
34 |
34 |
ВСЕГО расходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
За прошедшие пять лет расходы на национальную оборону и обеспечение правоохранительной деятельности государства составляли примерно 27 % от всей суммы расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга – с 24 % в 2000 г. до 8 % в 2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив росла – с 10 % в 2000 г. до 34 % в 2004 г.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации закреплены в статье 85 Бюджетного кодекса РФ и возникают в результате:
- принятия законов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов Федерации;
- принятия законов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
- принятия нормативных правовых актов субъекта Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из Федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, расходные обязательства субъекта Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций. Законы субъекта Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год.
Органы государственной
власти субъекта Федерации самостоятельно
определяют размеры и условия
оплаты труда государственных
Информация о работе Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике