Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:29, реферат
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
уровень экономического развития регионов;
степень их обеспеченности природными ресурсами;
различная структура экономики регионов, определяющая разный налоговый потенциал;
неодинаковые усилия региональных властей по сбору налогов.
Наряду с показателем
ВРП надушу населения для
Дифференциация регионов по показателю ВРП на душу населения не совпадает с их различиями по налоговому доходу на душу населения. Это связано с разной степенью концентрации в регионах как природных ресурсов, так и населения. Весьма заметна дифференциация регионов по доле собственных доходов в общем объеме бюджетных доходов. В период с 1999 по 2005 г. значительно изменилась структура финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Это произошло вследствие снижения, во-первых, взаимных расчетов между бюджетами; во-вторых, бюджетных ссуд. Как известно, бюджетные ссуды предоставляются регионам на покрытие бюджетного дефицита, но их непогашенный остаток фактически представляет собой элемент финансовой помощи.
Критерии выравнивания
бюджетной обеспеченности
Для современной
России весьма актуальной
Большое значение
для оптимизации финансовой
определение источников формирования ФФПР;
становление методических основ распределения средств ФФПР;
выбор единого критерия расчета объема средств, необходимых для бюджетного выравнивания;
обеспечение сопоставимости
расходных потребностей
применение единых для всех регионов принципов предоставления средств ФФПР на основе нормативно-долевого перехода.
Несмотря на все преимущества методики, использованной в 2002 - 2003 гг., по сравнению с ранее применяемыми вариантами она не была свободна от серьезных недостатков. В ней не удалось связать предоставление трансфертов конкретным регионам со сложившимся в них уровнем жизни. Дело в том, что дифференциация регионов по такому показателю, как ВРП надушу населения, не совпадает с их дифференциацией по стандартному набору показателей, характеризующих уровень жизни. К их числу, например, относятся: объем розничного товарооборота на душу населения, обеспеченность жильем (кв. м надушу населения), количество легковых автомобилей на 10 тыс. жителей. Указанные показатели косвенно отражают перераспределение между регионами заработной платы и предпринимательских доходов. Видимо, объем предоставляемых из ФФПР средств должен корректироваться с учетом показателя расходов на конечное потребление домашних хозяйств.
Отличительной чертой межбюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами в 2007 г. является использование в механизмах распределения межбюджетных трансфертов стимулов для увеличения субъектами Федерации собственной доходной базы, повышения качества управления региональными финансами и совершенствования порядка финансирования инвестиционных трансфертов регионам.
В составе межбюджетных трансфертов, как и в предшествующие годы, находятся Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций (см. таблицу).
Предусмотрено дополнительное увеличение ФФПР на 9,1 млрд руб., распределение которых осуществлено с учетом поощрения регионов, достигших за последние три года роста налоговых и неналоговых доходов, сокращения кредиторской задолженности темпами, превышающими среднероссийский уровень, а также имеющих долю кредиторской задолженности в объеме доходов ниже среднероссийского уровня.
Показатель расходов
на конечное потребление
Современная бюджетная
политика, включая ее составную
часть по совершенствованию
1. Стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес. Самый высокий уровень налогового бремени, по итогам 2005 г., был в секторе добычи полезных ископаемых (51,6%). Минимальный уровень налоговой нагрузки - в сельском хозяйстве (4,3%) и социальной сфере (8,3%). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки в данный период составил 19,1%. Тем самым сокращается разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего секторов, что является необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики и ухода от "голландской болезни".
При этом следует
иметь в виду, что действующий
Бюджетный кодекс РФ
Решение этих проблем
требует уточнения ряда
Одним из них является вопрос справедливого распределения государственной собственности между центром и субъектами как вещественной основы экономического роста.
Представляется, что
государственная собственность,
┌────────────────────────────
│ Структура │ Утверждено │ Проект на │ Отклонение │
│
├────────────────────────────
│Межбюджетные трансферты
├────────────────────────────
│Федеральный фонд финансовой поддержки регионов│ 228,2 │ 260,4 │ 32,2 │
├────────────────────────────
│Фонд софинансирования социальных расходов │ 26,2 │ 33,5 │ 7,3 │
├────────────────────────────
│Дотации бюджетам субъектов РФ на обеспечение│ 25,0 │ 34,6 │ 9,6 │
│сбалансированности бюджетов │ │ │ │
├────────────────────────────
│Фонд реформирования региональных и муниципаль-│ 1,4 │ 2,0 │ 0,6 │
│ных финансов
├────────────────────────────
│Фонд регионального развития │ 2,7 │ 4,2 │ 1,5 │
├────────────────────────────
│Фонды компенсаций
├────────────────────────────
│Прочие межбюджетные трансферты │ 172,1 │ 288,6 │ 116,5 │
├────────────────────────────
│Дотации и субвенции ЗАТО │ 15,8 │ 16,7 │ 0,9 │
└────────────────────────────
Информация о работе Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике