Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:42, реферат
Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (далее БОР) на муниципальном уровне имеет еще большую специфику, чем внедрение БОР на региональном уровне, в связи со следующими обстоятельствами.
В новых законодательных условиях органы местного самоуправления вынуждены брать ответственность за перспективы развития муниципального образования и в связи с этим адекватно оценивать свои возможности и ресурсы. Именно это в первую очередь обуславливает необходимость внедрения на муниципальном уровне принципов БОР.
Цели передаются вниз по организации, в то время как показатели - собираются снизу вверх, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пирамида результативности
На верхнем уровне
руководство предприятия
В верхней части
пирамиды преобладают финансовые оценки,
периоды которых существенно
больше. Система показателей должна
быть интегрирована таким образом,
чтобы оперативные оценки на нижних
уровнях были связаны с финансовыми
на верхних. Цели и показатели связывают
стратегию предприятия с его
оперативной деятельностью.
Таким образом, эта модель корпоративного
управления способна показать, что лежит
в основе финансовых оценок и что ими управляет.
Модель была опубликована в журнале Management Accounting в статье C.J. McNair, Richard L. Lunch, Kelvin F. Cross "Do financial and nonfinancial performance measures have to agree?" в ноябре 1990 года.
На этапе составления
основного бюджета
1.3. Организационное обеспечение бюджетирования
Очень важным моментом в бюджетировании являются регламенты, которые должны четко структурировать этот процесс в компании. Регламенты фиксируются в Положении о бюджетировании. Они должны соответствовать бюджетному циклу, который включает в себя планирование деятельности предприятия в целом (построение мастер-бюджета) и по подразделениям, подготовку проектов отдельных и консолидированных бюджетов, внесение корректировок и согласование бюджетов, а затем их утверждение, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.
При построении бюджетирования необходимо предусмотреть и построить систему контроля за выполнением бюджетов. Заключается он не только в своевременном представлении бюджетных данных и создании бюджетов, но и в анализе отклонений фактических значений бюджетных статей от запланированных. На базе анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения. Уровень принятия этих решений зависит от величины отклонения (например, 5 %, 10 % и т. д.), и это должно быть отражено в регламентах. Также на базе отклонений можно строить систему мотивации менеджеров, однако подходить к этому следует достаточно осторожно и гибко из-за сложности получения точных прогнозов в отдельных сферах бизнеса. Такая система создается, если бюджетирование уже налажено и стабильно работает.
Для учета меняющихся условий бизнеса используется так называемый анализ сценариев. Формируются различные варианты бюджетных систем, которые моделируют разные прогнозы. При сравнении фактических показателей с плановыми выбирается тот сценарий, который оказался наиболее близким к факту, и бюджеты соответственно корректируются.
2. Принципы сбора информации
Одна из важных составляющих
анализа результативности бюджетных
расходов - регулярный сбор информации
о результатах деятельности предприятий.
При этом главная задача состоит
в том, чтобы определить, какую
информацию и какими способами собирать.
Выбирая тот или иной метод сбора информации,
следует учесть ряд параметров [9]:
1) Затраты. Высокие
затраты могут быть основным
препятствием для выбора
2) Доступность данных.
Выбирать следует такой метод
сбора информации, который гарантирует,
что необходимые сведения
3) Точность и
надежность данных. Методы сбора
информации различаются по
4) Понятность данных.
Информация должна быть
В том случае, если
принимается решение об использовании
нового метода сбора информации для
мониторинга или реализации программы,
важно провести пробный тест. Это
поможет избежать проблем, которые
могут быть связаны с расчетом
новых показателей и т.д. Затраты
на проведение пробного теста могут
быть использованы для расчета затрат,
необходимых для реализации всей
процедуры сбора данных, а также
для удаления особенно дорогостоящих
показателей и замены их другими
показателями.
Определить, как часто следует собирать
информации, чрезвычайно важно, поскольку
от этого зависит стоимость той или иной
процедуры. Для расчета одних показателей
и индикаторов требуется собирать информацию
раз в год, для других - раз в месяц, в одном
случае индикатор следует измерить до
начала предоставления услуги, в другом
- по истечении определенного времени
после завершения программы. Поэтому решение
о частоте сбора информации всякий раз
принимается индивидуально.
Инвентаризация имеющейся информации во многом облегчает сбор данных и позволяет избежать дублирования при составлении новых форм отчетности.
В первую очередь следует пользоваться информацией, которая уже имеется либо которую можно легко получать на систематической основе, так как процесс сбора информации и ее анализа может быть очень дорогостоящим.
Сбор фактических значений показателей осуществляется путем организации процесса наблюдения данных, входящих в измеримые показатели. Основным объектом мониторинга являются числовые, а также нечисловые, но измеримые параметры.
При отборе показателей, характеризующих результат той или иной деятельности, следует учитывать ряд факторов:
На отбор показателя действует оценка степени влияния на цели, задачи выражаемой данным показателем, на цель, задачу более высокого уровня. Эта оценка проводится посредством анализа причинно-следственных связей между компонентами комплекса "цели - задачи - показатели - выходы/ результаты" как по цепочке формализации ("по горизонтали"), так и по уровням иерархии ("по вертикали").
Одновременно производится выявление недостаточности или избыточности данных, то есть излишних, малоинформативных, мало поддающихся управлению показателей, или, наоборот, выявление целей, задач, процессов, плохо или недостаточно отражаемых имеющимися показателями.
Большую роль в информационном
обеспечении управления по результатам
и бюджетирования, ориентированного
на результаты играет нормативная база.
Следует отметить, что процесс бюджетирования
должен быть стандартизирован с помощью
бюджетных форм, инструкций и процедур,
которые систематизируются в положении
о бюджетировании и положениях о конкретных
бюджетах. Составным элементом регламентов
по бюджетированию является бюджетная
политика или сопутствующий раздел в управленческой
учетной политике.
3. Принципы
формирования систем
Повышение эффективности корпоративного управления требует пересмотра подходов к планированию и оценке деятельности организации. Речь идет ориентации на достижение конкретных результатов при эффективном использовании ресурсов. Решение этой задачи требует выработки системы качественных и количественных индикаторов, по которым производится планирование и оценка деятельности организации.
Построение системы
индикаторов является необходимой
предпосылкой применения современных
методов бюджетного менеджмента, ориентированного
на результат, и управления производительностью,
что позволит не просто обеспечивать
соответствие бюджетных расходов запланированному,
но и стимулировать максимально
эффективное использование
Не менее важная
проблема и задача - построение системы
индикаторов и их измерения таким
образом, чтобы они не провоцировали
искажения информации. Можно добавить,
что бюджеты должны быть структурированными;
ясными и подробными; показатели бюджетов
должны быть реальными, так как их
завышение и невозможность
Таким образом, для
обеспечения качественного
Включаемые в систему анализа и оценки деятельности показатели должны соответствовать следующим требованиям:
В основу создания
систем показателей могут быть заложены
различные принципы.
При формировании систем показателей
целесообразно выполнение ряда принципов,
которые сформулированы ниже:
Информация о работе Бюджетирования, ориентированного на результат