Бюджетная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение концепции государственного бюджета и бюджетной политики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность государственного бюджета;
- рассмотреть концепции государственного бюджета;
- изучить теоретические основы построения бюджетной политики государства;
- исследовать бюджетную политику России на современном этапе;
- обосновать основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета 5
1.1. Сущность государственного бюджета 5
1.2. Концепции государственного бюджета 12
2. Бюджетная политика России 16
2.1. Теоретические основы построения бюджетной политики государства 16
2.2. Бюджетная политика России на современном этапе 26
2.3. Бюджетная политика и изменения бюджета нацелены на ограничение влияния кризиса 34
3.2. Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика России Никифорова 09.01.10.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Доходы в % ВВП

39,7

39,6

40,2

39,5

Расходы в % ВВП

31,5

31,2

34,1

28,3

Профицит, в % ВВП

8,1

8,4

6,1

11,1

Сальдо бюджета без  учета нефтяных доходов, в % ВВП

-2,1

-2,8

-2,9

-0,2

Первичное сальдо бюджета без нефтяных доходов, в % ВВП

-1,0

-2

-2,3

0,3

 

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», внесенный федеральным правительством в конце августа 2008г., а также приняла в третьем чтении поправки к расходной части бюджета с учетом мер по борьбе с финансовым кризисом.

Утвержденный бюджетный план предусматривает постепенное снижение доходов бюджета, обусловленное снижением цен на нефть, и заметное снижение расходов федерального бюджета в процентом отношении к ВВП к 2011 году. Уточненный закон предусматривает увеличение государственных расходов на 172,3 млрд. рублей в 2008 году (примерно 6,4 млрд. долларов США или 2,3 процента совокупных расходов федерального бюджета), которые отчасти будут профинансированы за счет перераспределения расходов бюджета, запланированных на 2009 год (16,1 млрд. рублей) и «заимствований» из средств инвестиционного фонда (114,3 млрд. рублей). Почти половина этой суммы (75 млрд. рублей или примерно 3 млрд. долларов США) будет использована для капитализации «Внешэкономбанка» в качестве дополнительной меры по поддержке финансовой системы. Помимо этого, около 60 млрд. рублей (примерно 2,4 млрд. долларов США) будет использовано для капитализации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в целях поддержания ипотечного рынка.

Таблица 2.3.

Трехлетний план федерального бюджета на 2009-2011 годы (% ВВП)

Утвержденные поправки также предусматривают возможность для правительства использовать 200 млрд. рублей для дополнительной капитализации Агентства по страхованию вкладов за счет остатков бюджетных средств, которые обычно предназначаются для покрытия кассовых разрывов в ходе исполнения бюджета, а также 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансовых рынков и промышленного сектора.

Несмотря на то, что предложенный бюджет предусматривает смягчение бюджетной политики, такая меря может быть приемлемой в качестве временной ответной меры экономической политики. Временное смягчение политики при условии оперативности этой меры и достижения ясных результатов в виде укрепления доверия, может ограничить влияние кризиса на экономику, сохраняя при этом гибкость для последующего ужесточения бюджетной политики в целях поддержки снижения темпов инфляции в будущем. В целом, контр циклическая бюджетная политика имеет больше шансов повлиять на реальный сектор экономики при наличии существенного профицита бюджета, что имеет место в России, а не в условиях, когда увеличение государственного долга может усугубить базовые проблемы бюджета.

3.2. Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях необходимо решение следующих основных задач.

Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных расходов, исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль над целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

Пятое. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

Необходимо определить сферы, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке, и начать соответствующие преобразования.

Шестое. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

Государственные закупки должны использоваться, в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

Необходимо определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

Наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.

Десятое. Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.


Заключение

Подводя  итоги рассмотрения бюджетной политики, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Однако не во всех странах бюджетная политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Информация о работе Бюджетная политика России