Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:07, курс лекций

Описание работы

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание работы

Сущность и содержание бюджетной политики
Результативность и инструменты бюджетной политики
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2012 года
Основные направления бюджетной политики РФ на 2013-2014гг.
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
Понятие бюджетного механизма и его значение
Структура бюджетного механизма

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1[1]. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)


ТЕМА 1. Бюджетная политика

    1. Сущность и содержание бюджетной политики
    2. Результативность и инструменты бюджетной политики
    3. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2012 года
    4. Основные направления бюджетной политики РФ на 2013-2014гг.
    5. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
    6. Понятие бюджетного механизма и его значение
    7. Структура бюджетного механизма

 

    1. Сущность и содержание бюджетной политики

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

 Этот централизованный фонд  денежных средств получил название  государственный бюджет. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

 Данная политика  содействует достижению устойчивых  темпов экономического роста  и повышению уровня народного благосостояния.

Сущность бюджетной политики, как  и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Поскольку основной инструмент формирования бюджетов - налоги, бюджетную  политику часто называют также фискальной политикой (хотя некоторые авторы не без основания проводят различие между этими терминами).

Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:

а) величина дефицита бюджета  или же отсутствие такового,

б) размеры или отсутствие государственного долга, а также  время, отводимое на его погашение,

 в) определение  долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема “бюджетного федерализма”), соотношение основных разделов бюджета и т.д.

Стратегическими направлениями и ориентирами бюджетной политики являются:

    1. концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

    1. снижение налоговой нагрузки на экономику;

    1. упорядочивание государственных обязательств;

    1. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

В основе бюджетной политики лежит ряд принципов:

· бюджетная политика является органической частью общей;

· экономической политики государства;

· предполагает сбалансированность экономики;

· обеспечивает стимулирующую  роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;

· носит плановый и  социальный характер.

Составными частями бюджетной  политики являются:

· фискальная, или налоговая, политика;

· инвестиционная политика.

Концепция бюджетной  политики разрабатывается одновременно с проектом прогноза социально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.

Объявляется ежегодно в  Бюджетном послании Президента РФ Правительству  РФ.

В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности  бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный  подход к ее разработке, учитывающий  реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.

Среди основных задач бюджетной политики на 2011–2013 годы Президент назвал:

·        обеспечение макроэкономической стабильности, продолжение политики, направленной на снижение инфляции;

·        последовательное сокращение бюджетного дефицита;

·        ориентирование бюджетной системы на достижение конкретных результатов;

·        разработку и реализацию бюджетных  инструментов поддержки масштабных инвестиций;

·        поддержку и развитие научных  школ, реализацию массовых программ подготовки и повышения квалификации российских специалистов;

·        безусловное исполнение социальных обязательств;

·        разработку и реализацию программ по улучшению здоровья граждан;

·        формирование нового облика Вооружённых  Сил и реализацию государственной  программы вооружения;

·        применение более грамотного налогового администрирования.

 

2.Результативность и инструменты бюджетной политики.

Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий:    1).политической стабильности в стране

2). высокий уровнь профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной  политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются  в разных странах в зависимости  от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

В качестве критериев  оценки эффективности бюджетной  политики выступают следующие показатели:

• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов  в частности;

• уровень выполнения бюджетных обязательств;

• величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации  бюджетного дефицита;

• величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• динамика валового внутреннего  продукта;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Бюджетная политика государства  как часть налоговой политики находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах, ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам.

Инвестиционная политика - составная часть финансовой и  бюджетной политики, проводимой государством в виде установления структуры и  масштабов инвестиций, направления  их использования, источников получения  с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технологического уровня.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета.

Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. К ним относятся: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны, реализация приоритетных национальных проектов, повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Главным направлением бюджетной деятельности государства должно стать формирование новой концепции бюджетной политики. В первую очередь определение и детализация ее целей.

В западной экономической  литературе выделяют две основные концепции бюджетной политики государства:

1) концепция ежегодно балансируемого бюджета;

2) концепция бюджета балансируемого в ходе экономического цикла

Совершенствование бюджетной политики государства на современном этапе предполагает также решение следующих первостепенных задач:

    1. финансовое оздоровление экономики,
    2. реформирование межбюджетных отношений,
    3. укрепление вертикали финансового контроля,
    4. расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти.
    5. необходимость повышения эффективности управления гос. долгом.

 

3. Результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года

 

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011-2013 годах  отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению  экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.

В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.

Инвестиции  в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.

Информация о работе Бюджетная политика