ТЕМА
1. Бюджетная политика
- Сущность и содержание бюджетной политики
- Результативность и инструменты бюджетной политики
- Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2012 года
- Основные направления бюджетной политики РФ на 2013-2014гг.
- Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
- Понятие бюджетного механизма и его значение
- Структура бюджетного механизма
- Сущность и содержание бюджетной политики
Под бюджетной политикой понимаются
целенаправленные действия правительства,
связанные с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств,
предназначенных для удовлетворения общегосударственных
потребностей.
Этот централизованный фонд
денежных средств получил название
государственный бюджет. Бюджетная политика является ядром экономической
политики государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с общественными
институтами и гражданами.
Данная политика
содействует достижению устойчивых
темпов экономического роста
и повышению уровня народного благосостояния.
Сущность бюджетной политики, как
и любой другой экономической
категории проявляется в двух
функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств
в руках государства и их использование
с целью удовлетворения общегосударственных
потребностей. Это происходит путем перераспределения
финансовых ресурсов между разными подразделениями
общественного производства (отраслями,
территориями и т.д.), уровнями государственного
управления, слоями общества. Границы
действия распределительной функции очень
широки, т.к в бюджетные отношения вступают
почти все участники воспроизводственного
процесса.
Вторая - контрольная функция позволяет узнать,
как фактически складываются пропорции
в распределении бюджетных средств, эффективно
ли они используются, сигнализирует об
отклонениях в движении бюджетных средств,
отображает экономические процессы, происходящие
в структурных звеньях экономики. Благодаря
ей, можно прогнозировать социально-экономические
последствия бюджетной политики.
Поскольку основной инструмент
формирования бюджетов - налоги, бюджетную
политику часто называют также фискальной
политикой (хотя некоторые авторы не
без основания проводят различие
между этими терминами).
Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров)
бюджета. Такими параметрами могут быть
следующие:
а) величина дефицита бюджета
или же отсутствие такового,
б) размеры или отсутствие
государственного долга, а также
время, отводимое на его погашение,
в) определение
долей Федерации и регионов (субъектов
Федерации) в доходах и расходах бюджета
(проблема “бюджетного федерализма”),
соотношение основных разделов бюджета
и т.д.
Стратегическими направлениями и
ориентирами бюджетной политики являются:
концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
снижение налоговой нагрузки на экономику;
упорядочивание государственных обязательств;
создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
В основе бюджетной политики
лежит ряд принципов:
· бюджетная политика
является органической частью общей;
· экономической политики
государства;
· предполагает сбалансированность
экономики;
· обеспечивает стимулирующую
роль бюджетных средств, их активное
воздействие на развитие производства;
· носит плановый и
социальный характер.
Составными частями бюджетной
политики являются:
· фискальная, или налоговая,
политика;
· инвестиционная политика.
Концепция бюджетной
политики разрабатывается одновременно
с проектом прогноза социально-экономической политики государства, содержит основные
задачи бюджета на очередной финансовый
год.
Объявляется ежегодно в
Бюджетном послании Президента РФ Правительству
РФ.
В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения
основных направлений экономии, воздействия
государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности
бюджетной политики при ее разработке
должны соблюдаться определенные требования.
Главное из них - научный
подход к ее разработке, учитывающий
реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.
Бюджетная политика не может быть эффективной,
если четко не определены основные ее
направления на ближайший период и перспективу,
не сформулированы главные цели и первоочередные
задачи.
При этом обоснованность
выдвигаемых мер и предстоящих решений должна
подкрепляться соответствующими расчетами,
позволяющими определить не только общую
стоимость затрат государства в связи
с принимаемыми решениями, но и отдаленные
финансовые последствия.
Среди
основных задач бюджетной политики на 2011–2013
годы Президент назвал:
·
обеспечение макроэкономической стабильности,
продолжение политики, направленной
на снижение инфляции;
·
последовательное сокращение бюджетного
дефицита;
·
ориентирование бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
·
разработку и реализацию бюджетных
инструментов поддержки масштабных
инвестиций;
·
поддержку и развитие научных
школ, реализацию массовых программ подготовки
и повышения квалификации российских
специалистов;
·
безусловное исполнение социальных
обязательств;
·
разработку и реализацию программ по
улучшению здоровья граждан;
·
формирование нового облика Вооружённых
Сил и реализацию государственной
программы вооружения;
·
применение более грамотного налогового
администрирования.
2.Результативность
и инструменты бюджетной политики.
Результативность бюджетной политики во многом зависит также
от соблюдения двух условий: 1).политической
стабильности в стране
2). высокий уровнь профессионализма работников
бюджетной сферы.
В разработке бюджетной
политики участвуют законодательные
(представительные) и исполнительные
органы власти, причем полномочия разных
ветвей и уровней власти различаются
в разных странах в зависимости
от особенностей государственного устройства, исторических
традиций, сложившихся принципов разграничения
полномочий и т.п.
Специфика конституционного
строя современной России обусловила
то, что приоритет в разработке
бюджетной политики принадлежит
Президенту РФ, который определяет основные ее направления,
цели и задачи на текущий год и на перспективу
в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной
политики выступают, прежде всего, такие
фискальные рычаги воздействия, как
налоги, государственные расходы, трансферты,
госзакупки и госзаймы.
В качестве критериев
оценки эффективности бюджетной
политики выступают следующие показатели:
• уровень собираемости
бюджетных доходов в целом, налогов
в частности;
• уровень выполнения бюджетных обязательств;
• величина бюджетного дефицита
и скорость роста государственного
долга;
• объем финансовых ресурсов,
отвлекаемых на обслуживание государственного
бюджета;
• уровень монетизации
бюджетного дефицита;
• величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного
дефицита;
• динамика валового внутреннего
продукта;
• уровень безработицы;
• степень выполнения
законодательных и приравненных
к ним актов о бюджете.
Бюджетная политика государства
как часть налоговой политики находит свое выражение в видах применяемых
налогов, величинах налоговых ставок,
установлении круга налогоплательщиков
и объектов налогообложения, в налоговых
льготах, ориентируется в основном на
достижение уравновешенного бюджета,
сбалансированного по государственным
доходам и расходам.
Инвестиционная политика
- составная часть финансовой и
бюджетной политики, проводимой государством
в виде установления структуры и
масштабов инвестиций, направления
их использования, источников получения
с учетом необходимости обновления основных средств и повышения
их технологического уровня.
Бюджетная политика на очередной
финансовый год определяется Бюджетным
посланием Президента РФ, направляемом
Федеральному Собранию в начале (не
позднее марта) предшествующего
года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ о бюджетной политике на очередной
год является неотъемлемым элементом
процедуры подготовки федерального бюджета.
Бюджетное послание задает стратегические
и краткосрочные ориентиры бюджетной
политики, согласованные с общими целями и задачами
экономической политики государства,
которые являются определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при составлении
проекта федерального бюджета на очередной
финансовый год. К ним относятся: повышение
благосостояния населения и уменьшение
бедности на основе динамичного и устойчивого
экономического роста и повышения конкурентоспособности
страны, реализация приоритетных национальных
проектов, повышения качества образования,
улучшения здоровья населения, обеспечение
граждан доступным и комфортным жильем,
формирование доступных условий жизни
на селе и развития агропромышленного
производства.
Бюджетная
политика РФ на долгосрочную перспективу должна формироваться исходя
из необходимости улучшения качества
жизни населения, создания условий для
обеспечения позитивных структурных изменений
в экономике и социальной сфере, решения
проблем макроэкономической сбалансированности,
повышение эффективности и прозрачности
управления общественными финансами.
Главным направлением бюджетной деятельности
государства должно стать формирование
новой концепции бюджетной политики.
В первую очередь определение и детализация
ее целей.
В западной экономической
литературе выделяют две основные концепции бюджетной политики
государства:
1) концепция ежегодно балансируемого
бюджета;
2) концепция бюджета балансируемого
в ходе экономического цикла
Совершенствование
бюджетной политики государства на
современном этапе предполагает также
решение следующих первостепенных задач:
- финансовое оздоровление экономики,
- реформирование межбюджетных отношений,
- укрепление вертикали финансового контроля,
- расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти.
- необходимость повышения эффективности управления гос. долгом.
3. Результаты бюджетной
политики в 2010 году и в начале 2011 года
В Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011-2013 годах
отмечалось, что бюджетная политика,
как составная часть экономической политики, должна
быть нацелена на проведение всесторонней
модернизации экономики, на создание условий
для повышения ее эффективности и конкурентоспособности,
долгосрочного устойчивого развития,
на улучшение инвестиционного климата.
Бюджетная система в целом достаточно эффективно
способствовала послекризисному восстановлению
экономики, стабильному выполнению социальных
обязательств государства. В 2010-2011 годах
экономический рост стабилизировался
на уровне около 4 процентов. Удалось существенно
сократить дефицит федерального бюджета.
По итогам 2010
года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в
1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному
периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем
они замедлились (в том числе из-за последствий
аномальной жары). Основной вклад в рост
ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления
и запасов. В то же время следует отметить
отрицательный вклад чистого экспорта
в рост российской экономики.
В январе-апреле
2011 года экономический рост составил
3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого
года. В целом в 2011 году в условиях достаточно
высоких цен на нефть на уровне 105 долл.
США за баррель ожидается рост российской
экономики на уровне 4,2%.
Инвестиции
в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%,
при этом годовые темпы их роста почти
все второе полугодие 2010 года были на уровне
10%. Росту инвестиционного спроса в 2010
году способствовало расширение кредитования
реального сектора, которое в 2010 году увеличилось
на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность
кредитов. Процентные ставки по кредитам
реальному сектору снизились с 15,3% в 2009
году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования
произошел во многом благодаря улучшению
ситуации в банковской сфере. По итогам
2010 года активы банковского сектора увеличились
на 14,9% к 2009 году.