Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:07, курс лекций
Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Сущность и содержание бюджетной политики
Результативность и инструменты бюджетной политики
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2012 года
Основные направления бюджетной политики РФ на 2013-2014гг.
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
Понятие бюджетного механизма и его значение
Структура бюджетного механизма
Рост инвестиций
в основной капитал в январе-апреле
2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии
ожидается ускорение
Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составили: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей. Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.
В начале 2011 года
наблюдалось значительное ускорение
роста потребительских цен. Однако
благодаря действиям
Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.
В период с 2009 по
2010 год были обеспечены жильем более
120 тысяч ветеранов Великой
В 2010 году была
принята и начала реализовываться
Программа Правительства
Началась работа
по комплексному реформированию системы
государственных и
Начался переход
на программный принцип
Сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, внедрения государственных и муниципальных заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.
Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета.
В 2010 году впервые
отчет об исполнении федерального бюджета
был утвержден Федеральным
4.Основные направления бюджетной политики РФ за 2012-2014гг.
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В отличие от стран с
более диверсифицированной
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
Первое. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.
Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.
В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.
Второе.
Следует закрепить начиная с 2015
года правила использования
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить – в рамках переходного периода – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Третье.
На 2012–2013 годы будут снижены ставки
страховых взносов в
В 2012 году необходимо
подготовить комплексные
Четвёртое.
Российская налоговая система должна
отвечать современным вызовам в
условиях глобализации экономики, обеспечивать
справедливое налогообложение доходов
экономических агентов и
Требуется повысить
роль налогов, взимаемых с компаний,
работающих в нефтегазовом секторе,
а также в алкогольной и
табачной отраслях. Одновременно необходимо
принять решения для
Пятое.
Бюджетная политика должна быть нацелена
на улучшение условий жизни
Должно быть
предусмотрено необходимое
В качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Шестое. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
1 января 2012 г. завершается
переходный период введения
Нужно заблаговременно принять все необходимые для этого решения, качественно сформировать государственные и муниципальные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.
Необходимо развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счёт привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего социально ориентированных некоммерческих организаций.
Седьмое. Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.
Цель этой работы заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.
Восьмое. Требует кардинальной перестройки система государственных закупок.
Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетворяются более адекватно, если все процедуры государственного заказа встроены в единую институциональную среду. Таковой должна стать федеральная контрактная система, поручение по созданию которой было дано в конце прошлого года. Следует сформировать механизмы, гарантирующие надлежащее качество закупок с учётом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов и надёжный мониторинг их исполнения. В этой работе необходимо, наконец, полноценно учесть особенности сложной и инновационной продукции, работ и услуг, в том числе связанных с научными исследованиями. Использование неформализованных критериев при проведении конкурсных процедур должно сопровождаться обеспечением их максимальной открытости. При этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.
Необходимо рассмотреть вопрос о расширении практики заключения государственных (муниципальных) контрактов, выходящих за пределы финансового года. Но должна быть повышена и ответственность государственных (муниципальных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных (муниципальных) контрактов.
Кроме того, значимая для государства сфера закупок – это не только закупки непосредственно для нужд государства, но и для государственного сектора экономики. Это та сфера, где государство должно как инициировать спрос, так и стимулировать создание и развитие наукоёмких и эффективных производств, в том числе с использованием мер бюджетной политики.
В целях повышения эффективности расходов при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать процедуры их закупочной деятельности с учётом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.