Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:07, курс лекций

Описание работы

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание работы

Сущность и содержание бюджетной политики
Результативность и инструменты бюджетной политики
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2012 года
Основные направления бюджетной политики РФ на 2013-2014гг.
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
Понятие бюджетного механизма и его значение
Структура бюджетного механизма

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1[1]. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Девятое. Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных инвестиций целесообразно в большинстве случаев оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Следует обеспечить практическое начало работы российского  фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в том числе в инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.

Десятое. В 2011 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в  Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Задача, поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009–2011 годах, – внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в 2008 году – до сих пор не выполнена.

В указанном  законопроекте необходимо учесть особенности  рисковых проектов с неопределёнными  результатами исследований или разработок. Контроль за использованием бюджетных средств и иного имущества государства в таких случаях должен быть направлен на обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций.

Одиннадцатое. Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Созданные решением Президента Российской Федерации рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по финансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям должны подготовить до конца текущего года предложения, предусматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распределению полномочий. При необходимости нужно внести изменения в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство Российской Федерации.

Двенадцатое. Правительство Российской Федерации  должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчётности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.

 

5. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы в среднесрочной перспективе

 

Основные направления  налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

 Основные  направления налоговой политики:

 • позволяют  определить ориентиры в налоговой  сфере на трехлетний период, что  должно способствовать экономической  стабильности и определенности  на территории нашей страны;

 • являются  основанием для внесения изменений  в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями, что способствует прогнозируемости налоговой политики государства.

 Основными  целями налоговой политики продолжают  оставаться поддержка инновационной  деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

 В рамках  проводимой налоговой политики  основными источниками повышения  доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

 При этом  необходимым условием развития  российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.

 Внесение  изменений в законодательство  о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:

1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности  и развития человеческого капитала. В данном направлении планируется:

• снижение тарифов  страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов;

 • совершенствование  амортизационной политики. В этой  связи предполагается уточнить  классификацию основных средств  с учетом разработки и введения  новых версий ОКОФ и ОКПД;

 • совершенствование  мер налоговой поддержки лиц,  имеющих детей.

2. Мониторинг  эффективности налоговых льгот:

• оптимизация  налоговых льгот. Так будет проведена  работа по уточнению перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ;

 • анализ  применения и востребованности  налоговых стимулирующих механизмов.

3. В  части налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.

4. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, финансовыми  операциями. В связи с созданием в РФ Международного финансового центра целесообразно принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

5. Налог  прибыль организаций:

• В частности, предполагается законодательно закрепить  порядок признания дохода от реализации имущества, подлежащего государственной регистрации, в налоговом учете на более раннюю из следующих дат:

- дата передачи  по передаточному акту или  иному документу о передаче  недвижимого имущества;

- дата реализации  недвижимого имущества;

 • планируется  уточнение порядка признания  убытков в виде безнадежных  долгов для целей налогообложения  прибыли.

6. Налогообложение  природных ресурсов:

• продолжится  работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль  путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного;

 • будут  подготовлены предложения о внесении  изменений в главу 26 "Налог  на добычу полезных ископаемых" НК РФ в части уточнения  порядка налогообложения НДПИ  лечебных грязей;

 • будут подготовлены предложения об установлении специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.);

 • планируется  проработать вопрос установления  ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных  налоговых режимов:

• с 2012 года будет  введена в действие новая глава 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ;

 • предусматривается  постепенное сокращение сферы  применения системы налогообложения  в ЕНВД для отдельных видов  деятельности;

 • с 1 января 2014 года система налогообложения  в ЕНВД для отдельных видов  деятельности отменяется.

8. Введение  налога на недвижимость. На территории России единый налог на недвижимость, объединяющий имеющийся сейчас в Налоговом кодексе налог на имущество физлиц и земельный налог, в полном объеме будет собираться не ранее 2015 года. Определена предельная ставка налога — 0,1% от кадастровой оценки имущества на 1 января текущего налогового года, предполагается введение для отдельных категорий граждан необлагаемого налогового "социального" вычета (для пенсионеров, например, необлагаемой предлагается сделать недвижимость площадью до 50 кв. м).

Инициатива  по объединению двух налогов и  введению в РФ общего налога на недвижимое имущество, уплачиваемого собственником (юрлицом или физлицом) в местные  бюджеты (третий уровень бюджетной  системы), разрабатывается Минфином России с 2001 года.

9. Налоговое  администрирование:

 • внедрение  инструментов, противодействующих  уклонению от уплаты налогов;

 • совершенствование  порядка уплаты (перечисления) и  взыскания налогов и сборов;

 • разработка  мер противодействия использованию  международных налоговых соглашений в неблаговидных целях;

• разработка налоговых  стимулов для перехода организаций  из оффшорных зон в юрисдикцию РФ.

 

6. Понятие бюджетного механизма и его значение

 

Бюджетный механизм – система установленных государством форм, видов и методов организации БЮДЖЕТНЫХ отношений.

Проблема совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации  включает в себя важнейшие вопросы  современного бюджетного механизма, основными  из которых являются проблемы бюджетного регулирования.

Эти проблемы логично разделить на две основные группы:

1. К первой группе проблем относятся те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны, — вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма. Учитывая вековой опыт ведущих западных стран, решение этих проблем позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального, так  местных бюджетов.

2. Вторая  группа проблем бюджетного устройства — собственно финансовая проблема, которая непосредственно вытекает из первой. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом — именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Бюджетный Механизм — это по существу набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых нацелено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия.

Это достигается  путем закрепления определенного  порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства (направления этих потоков, пропорций их распределения по уровням бюджетной системы, целевого назначения и т. д.) и организации экономических отношений, возникающих по этому поводу, что и составляет по существу основу механизма бюджетного регулирования.

Через бюджетный механизм осуществляется выполнение региональными органами власти и органами местного самоуправления своих представительных и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

Информация о работе Бюджетная политика