Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4
1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10
1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18
2. Оценка и прогноз дефицита бюджета РФ…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………….………………...24

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования..docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции. Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочном вялым и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой  экономики. Без обеспечения ее динамичного  развития и реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.

 

 

 

2. Оценка и прогноз  дефицита бюджета РФ

 

Дефицит федерального бюджета в 2013 году составляет 0,7% ВВП. В 2014-2015 годах  дефицит федерального бюджета проектируется  в объеме: 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем не нефтегазового  дефицита сохранится на достаточно высоком  уровне (в 2014 г. – 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики  от цен на энергоресурсы на мировом  рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2015 годах будут выступать государственные  заимствования и поступления  от приватизации федеральной собственности. «Чистое» привлечение денежных средств  на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2014-2015 годов составит: в 2014 году – 1 248,7 млрд. рублей и в 2015 году – 711,4 млрд. рублей.

На 2014-2015 годы государственные заимствования  запланированы в объеме, превышающем  дефицит федерального бюджета. Это  позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

В целом расходование накопленных  в суверенных фондах нефтегазовых доходов  негативно влияет на макроэкономическую стабильность страны (инфляцию, валютный курс) и является фактором, непосредственно  влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов - залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных  условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике  и на финансовых рынках целесообразно  воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных  условиях. Эту стратегию можно  назвать «занимай и сберегай».

В 2014-2015 годах планируется предоставление следующих государственных гарантий Российской Федерации:

- на реализацию инвестиционных  проектов;

- по обязательствам организаций  оборонно-промышленного комплекса  для реализации государственной  программы вооружений в рамках  государственного оборонного заказа;

- для поддержки экспорта промышленной  продукции;

- по проектам, реализуемым с  участием международных финансовых  организаций. 

Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2014-2015 годах составит:

- в валюте Российской Федерации  в: в 2014 году – 218,3 млрд. руб., в 2015 году – 11,0 млрд. руб.;

- в иностранной валюте: в 2014 году - 4,3 млрд. долл. США, в 2015 году - 4,6 млрд. долл. США.

В 2014-2015 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных  гарантий будут предусмотрены бюджетные  ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального: в 2014 году – 250,3 млрд. руб. и в 2015 году – 250,9 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Российской Федерации  составит 9 040,5 млрд. рублей, на 1 января 2015 г. – 10 779,7 млрд. рублей и на 1 января 2016 г. – 11 730,7 млрд. рублей.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет  к концу 2015 года 14,4% ВВП, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных  заимствований и средств, поступающих  от приватизации федеральной собственности.

Дефицит федерального бюджета будет  покрываться преимущественно за счет государственных заимствований  и средств, поступающих от приватизации государственных активов. В 2013-2014 годах  российские власти планируют перейти  к восстановлению использованных в  период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2012-2014 годах планируется использовать только в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и  на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года.

Таким образом, согласно законопроекту, дефицит бюджета РФ в 2014 году - 478,5 миллиарда рублей (0,7% ВВП). Прогнозируется, что общий объем доходов федерального бюджета в 2014 году - 14,101 триллиона  и 14,580 триллиона рублей соответственно.

 

Заключение

 

Проблема бюджетного дефицита является на сегодняшний день очень  актуальной, прежде всего для нашей  страны. Бюджетный дефицит характерен сегодня для нижестоящих бюджетов, например бюджетов субъектов РФ и  бюджетов муниципальных образований.

Дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой  экономики. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие  меры, которые с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств  в бюджетный фонд страны, а с  другой, способствовали сокращению государственных  расходов.

Иными словами, природа и  последствия бюджетного дефицита полностью  зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в  будущем рост производства и прибыли  в них с лихвой возместят произведенные  затраты и общество в целом  от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания  «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  моментов в развитии экономики. В  этом суть бюджетного дефицита.

 

Список литературы

 

1. Экономико-математический словарь

2. Бюджетный кодекс РФ

3. Афанасьев П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система, 2010.

4. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. - М.: Перспектива, 2008.

5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2007.

6. Булатов А.С. Государственный бюджет. Экономика, 2009.

7. Добровольский Е. Бюджетирование. Шаг за шагом, 2010.

8. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ, 2011.

9. Зайнуллина Т.Г. Бюджетная система РФ, 2010.

10. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Займ: Учебник для вузов. - М.: Финансы,2008

11. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М.: учебник / под ред. Финансы - М.: Юрайт-М, 2007.

12. Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 2012год”.

13. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: 2011

14. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой – М.: 2010

15. Малеева Н.В. Новая структура и порядок применения с 2010 г. бюджетной классификации РФ, 2010.

16. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист. - 2006. - №7, с.69-78.

17. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2008

 


Информация о работе Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования