Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:46, реферат
Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4
1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10
1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18
2. Оценка и прогноз дефицита бюджета РФ…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………….………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4
1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10
1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18
2. Оценка и прогноз
дефицита бюджета РФ……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами, т. е. равенство доходов и расходов. В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может иметь дефицит (расходы больше доходов) или профицит (доходы больше расходов).
На практике, в настоящее время имеет место превышение государственных расходов над доходами. В результате этого возникает дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит ведет к возрастанию государственного долга, усиливает инфляционные процессы.
Отсюда вопрос бюджетного дефицита и методов его регулирования остается по-прежнему актуальным.
Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.
Глава 1. Общая характеристика бюджетного дефицита
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита
Состояние общегосударственных
финансов является одним из важнейших
экономических показателей
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над его доходами. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета. Дефицит рассматривается, как временный, если имеются перспективы его преодолении, и он не составляет более 3% суммы доходов. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы дохода – это допустимый дефицит, а если более 10% - это критический дефицит.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Формирование доходов
бюджетов осуществляется в соответствии
с бюджетным и налоговым
Доходы бюджетов образуются за счет:
1. Налоговых видов дохода
2. Неналоговых видов дохода
3. Безвозмездных перечислений.
1. К налоговым доходам
относятся предусмотренные
2. К неналоговым доходам БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».
Так, к неналоговым доходам в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- доходы от продажи
или иного возмездного
- доходы от платных
услуг, оказываемых
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- иные неналоговые доходы.
3. В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездно , т.е. виде финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Под финансовой помощью от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ , понимается поступление в форме дотаций , субвенций и субсидий , либо иной безвозвратной , безвозмездной передачи средств.
Дотация – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездных и безвозвратных основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ юр. лицу или физ. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование финансовых планов, то есть расходов.
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного самоуправления.
Расходы госбюджета осуществляются на:
1. Государственное управление;
2. Международную деятельность;
3. Оборону страны;
4. Судебную систему;
5. Промышленность и энергетику;
6. Охрану окружающей среды;
7. Транспорт и связь;
8. Искусство и культуру;
9. Средства Массовой Информации;
10. Здравоохранение и физическую культуру;
11. Социальную политику;
12. Обслуживание государственного долга.
Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
-увеличение государственных затрат на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
-увеличение государственных
-увеличение государственных
-увеличение издержек, связанных
с развитием рыночной
-увеличение затрат на
-сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
-уменьшение выгод в связи
с ухудшением показателей
-сокращение выгод из-за
По видам возникновения
1. Циклический;
2. Структурный;
3. Операционный;
4. Первичный;
5. Квазифискальный.
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства - называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада - называется структурным дефицитом.
В первом случае дефицит, скорее, зло,
поскольку он является результатом
падения экономической
Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной
экономикой возможности выбора приоритетных
способов финансирования бюджетного дефицита
не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности
для преимущественно без
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытым дефицитом государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
- финансирование
- накопление в коммерческих
банках, отделившихся на начальных
стадиях экономических реформ
от Центрального Банка,
- отдельные операции, связанные
с государственным долгом, а также
финансирование Центральным
Информация о работе Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования