Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:49, курс лекций

Описание работы

Причины существования бюджета:
Наличие государства (власти)
Наличие товарно-денежных отношений
В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.

Файлы: 1 файл

Byudzhetnaya_sistema_RF (1).docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

В приложениях  к законам о бюджетах за тот  или иной год устанавливается перечень главных администраторов доходов (Федерального бюджета).

Код бюджетной классификации РФ

Наименование главного администратора доходов

Код главного администратора доходов

Код доходов Федерального бюджета

1

2

3

020

 

Министерство промышленности и торговли РФ

051

 

Министерство природных ресурсов и экологии

182

 

Федеральная налоговая служба

     
     

 

Как правило, по каждому администратору доходов подготовлен порядок осуществления полномочий, доходов бюджетов, Бюджетной системы РФ, бюджетными учреждениями,  находящимися в ведении .

Этот порядок  разрабатывается в соответствии со статьями 46, 51, 160.1 БК РФ.

 

 

 

 

ТЕМА №4

Расходы бюджетов, бюджетной системы  РФ

  1. Сущность расходов.
  2. Виды расходов. Расходные обязательства органов власти.

Сущность расходов.

Расходы бюджета – это денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов гос.власти местного самоуправления.

Расходы бюджета, как и любая финансовая категория, имеют двоякую сущность: это чистая категория,  с одной стороны, то есть расходы выражают отношения по поводу использования бюджетных средств, с другой стороны, расходы имеют материальное выражение – это денежные средства.

Структура расходов любого бюджета имеет исключительное значение в любом государстве, она  не одинакова даже в одной стране в разные периоды. Структура расходов, то есть соотношение между расходами, меняется под влиянием внешних и  внутренних факторов. Факторы могут  быть экономическими, военными, социальными, политическими. Только структура расходов СССР отличалась стабильностью. Десятки  лет расходы на народное хозяйство  составляло 40-50%, на оборону 10-12%, на управление – 1%.

В настоящее  время основой финансирования расходов являются программы государственные  или целевые и гос.заказы.

С 2014 года расходы  всех бюджетов будут финансироваться  только по программам. В настоящее  время составлен один программный  бюджет – бюджет Москвы – 17-18 программ.

Существуют  следующие группировки расходов бюджетов: по участию  в общественном воспроизводстве, организационная  группировка, по функциональному назначению.

Группировка по общественному назначению ярко отражает тип государства и выполняемые  им функции. По этой группировке.

По экономическому содержанию все расходы делятся  на текущие и капитальные.

Любое финансовое хозяйство существует и функционирует  лишь постольку, поскольку оно осуществляет расходы и формирует доходы, «государственные расходы и доходы иначе называются государственные финансы».  Яснопольский Л.Н.

Важный вопрос в науке и практике: что первично – доходы или расходы?

Существовало  учение о доходах. Расходы рассматривались  в меньшей степени. Считалось, что  они носят ярко практический характер. Исследования начинались с доходов. Однако, не смотря на неоспоримый факт, что без доходов невозможно произвести расходы в государственном финансовом хозяйстве бюджетные расходы имеют первостепенное значение.

Осуществляя расходы, государство реализует  свои функциональные обязанности – удовлетворяет коллективные потребности  обществе. Бюджетные доходы  - это средства для достижения цели государственного финансового хозяйства.

Понятие расходные  обязательства приобретает первостепенное значение.

Система бюджетных  расходов представляет собой закрепленную нормами бюджетного права совокупность направлений, форм, методов целевого расходования доходов бюджетов различных уровней согласно бюджетной классификации и расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

Виды расходов.

Из Федерального бюджета финансируются следующие  расходы:

  • Деятельность Президента РФ
  • Федерального собрания
  • Функционирование Федеральной судебной системы
  • Международная деятельность – финансовая, культурная, научная деятельность, взносы в организации
  • Национальная оборона
  • Фундаментальные исследования (космос)
  • Поддержка железнодорожного, воздушного, морского транспорта
  • Ликвидация ЧП
  • Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности
  • Федеральные программы (культура, образование, жилищная программа)

Из бюджетов субъектов РФ финансируются органы законодательной и исполнительной власти субъекта, региональные целевые  программы, собственность субъекта Федерации, СМИ областного значения, помощь местным бюджетам.

Местные бюджеты  финансируют содержание органов  власти местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, содержание муниципальной собственности, органы охраны общественного порядка, финансирование ЖКХ, содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории, утилизация отходов, содержание мест захоронения, противопожарная безопасность, финансирование целевых местных программ.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах: бюджетные  ассигнования (на содержание учреждений, на реализацию программ), дотации (нецелевая  финансовая помощь), бюджетные кредиты, трансферты, субсидии, как правило, ФЛ, субвенции для ЮЛ, казначейские кредиты вместо дотаций.

Казначейский банк, бюджетный банк будет предоставлять кредиты муниципальным образованиям на текущий разрыв в доходах и расходах.

К теории расходов относятся 2 практических определения: распорядитель бюджетных средств  и получатель бюджетных средств (БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств – орган  местного самоуправления, бюджетное  учреждение, имеющее право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными  распорядителями или получателями бюджетных средств.

Получатель  – орган власти, орган местного самоуправления, находящийся в ведении  главного распорядителя бюджетных  средств, имеющее право на принятие и исполнение бюджетных обязательств.

ТЕМА №5

Система межбюджетных отношений

Нормативы распределения и зачисления налоговых  платежей по уровням бюджетов на 2012 год.

Показатели

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Бюджеты городских округов

Бюджеты муниципальных районов

Бюджеты поселений

Налог на прибыль организаций

10%

90%

Х

Х

Х

Налог на доходы ФЛ

Х

60%

40%

30%

10%

НДС

100%

Х

Х

Х

Х

Акциз на спирт

50%

50%

Х

Х

Х

Акциз на алкогольную продукцию

60%

40%

Х

Х

Х

Акцизы на вино, пиво

Х

100%

Х

Х

Х

Акциз на табачные изделия

100%

Х

Х

Х

Х

Акциз на автомобили

100%

Х

Х

Х

Х

Транспортный налог

Х

100%

Х

Х

Х

Единый сельскохозяйственный налог

Х

30%

70%

Х

Х

Налог на имущество организаций

Х

100%

Х

Х

Х

НДПИ

100%

Х

Х

Х

Х


 

Межбюджетные отношения  в субъектах РФ

В настоящее  время межбюджетные отношения на территории области регулируются концепцией организации межбюджетных отношений  в Самарской области до 2013 года. БК от 2007 года.

В связи с  ограниченностью финансовых ресурсов межбюджетные отношения должны быть направлены  на смягчение последствий  экономического кризиса, а также  на повышение качества управления бюджетным процессом муниципальных образований МО.

Развитие  межбюджетных отношение направлено на решение задач:

  1. Корректировка механизма оказания финансовой помощи органам местного самоуправления.
  2. Создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом.
  3. Оценка эффективности исполнения государственных обязательств, полномочий.
  4. Совершенствование механизма передачи полномочий.
  5. Развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов муниципальных образований.

Рекомендации  органам местного самоуправления:

  • Осуществление анализа обоснованности, эффективности применения налоговых льгот.
  • Обеспечение поступлений по налогам за счет неучтенных объектов налогообложения.
  • Обеспечение корректировки расходов (инвентаризация, оптимизация расходов, сокращение неэффективных расходов, реструктуризация сети бюджетных учреждений, перевод в автономные учреждения).
  • Обеспечение жесткого режима экономии средств.

Инструменты бюджетного регулирования:

  • Дотации
  • Субсидии
  • Субвенции
  • Бюджетные кредиты

На территории области действует методика расчета  дотаций на выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности муниципальных районов (г.о.) на 2012 год.

Д = ПБО – (РБОi - Сi)* Чi * 0,7 – Оi

ПБО – предельный уровень бюджетной  обеспеченности

РБО – расчетная бюдж.обеспеч. данного муниципального района

Сi – сумма субсидий.

Ч – численность постоянного населения  данного района

0,7 – коэффициент выравнивания 

О – сумма, уменьшающая размер дотаций, если власти частично отказываются от получения трансфертов.

Предельный  уровень бюдж. обеспеченности определен в 2012году на уровне 4 982,5 руб. на человека.

Консолидированные субсидии. Не допускается установление нескольких субсидий по одному направлению, например, на жилье, субсидия должна быть консолидированной.

 

План  аналитической записки:

  1. Дается краткая характеристика территории района. Численность населения.
  2. Определяется общая сумма доходов, расходов, дефицит и профицит.
  3. Находится удельный вес доходов, расходов в общей сумме бюджетный средств на территории области.
  4. Анализируются доходы: виды доходов (структура, удельный вес по видам). Анализ налоговых доходов, удельный все закрепленных налогов и удельный вес регулирующих налогов. Удельный вес основного закрепленного налога в общий сумме. Удельный вес основного регулирующего налога  - налог на доходы ФЛ, например. Анализ неналоговых доходов, основной вид неналогового дохода. Основной вид безвозмездных перечислений.
  5. Вывод по межбюджетным отношениям по доходам. Схема из лекций и по ней вывод.
  6. Анализ расходов: определяется структура расходов.
  7. Вывод по структуре расходов. Определение направленности в расходовании бюджетных средств. Например, основная статья – расходы на управление или расходы на ЖКХ и так далее.
  8. Определение бюджетной обеспеченности, т.е. общую сумму доходов на душу населения. Бюджетная обеспеченность собственных доходов на душу населения.
  9. Вывод о децентрализации или централизации бюджетных средств.
  10. Предложения по доходам и расходам. Например, увеличить какой-то доход, увеличение арендной платы.

Тит лист

Кафедра Финансы и  кредит

Аналитическая записка  по территории Кошкинского района за 9 месяцев 2012 года

Представить бюджет в форме баланса.

Доходы / расходы

Сумма

%


 

ТЕМА № 7

Бюджетный процесс в РФ

    1. Бюджетный процесс на Федеральном уровне.
    2. Бюджетный процесс на уровне субъекта РФ.

Бюджетный процесс на Федеральном  уровне.

Стадии бюджетного процесса – составление бюджета, рассмотрение бюджета, утверждение бюджета, контроль за исполнением бюджета.

Участники бюджетного процесса:

  • Президент РФ (готовит бюджетное послание)
  • Совет федераций и Государственная Дума
  • Правительство РФ
  • Министерство финансов РФ
  • ЦБ РФ
  • Счетная палата
  • Федеральное казначейство
  • Главные распорядители бюджетных средств
  • Федеральная Налоговая служба
  • Администраторы доходов

Информация о работе Бюджетная система РФ