Имущество автономного
учреждения находится в собственности
учредителя, при этом у автономного
учреждения существует возможность
самостоятельного распоряжения частью
закрепленного за ним имущества.
В отличии от бюджетного учреждения
у руководителя автономного учреждения
существует гораздо больше свободы и самостоятельности
в принятии управленческих решений. Это
касается расходования средств, управления
персоналом и политик в оказании платных
услуг.
31.12.2009 года
в Госдуму был внесен законопроект
ФЗ о внесении изменений в
отдельные законодательные акты
РФ в связи с совершенствованием
правого положения государственных
и муниципальных учреждений. Были
изменены механизмы финансового обеспечения
бюджетных учреждений путем перевода
их с 01.01.2012 года со сметного финансирования
на субсидии в рамках выполнения государственного
задания.
Бюджетным учреждениям
было предоставлено право заниматься
деятельностью, приносящей доходы, с поступлением
доходов в самостоятельное распоряжение
этих учреждений, были расширены права
бюджетных учреждений по распоряжению
любым закрепленным движимым имуществом
за исключением особо ценного.
Был создан новый
тип государственных учреждений
- казенные учреждения, статус которых
совпадает со статусом бюджетного учреждения
с дополнительным ограничением в
виде зачисления всех доходов в соответствующий
бюджет. Казенное учреждение может
осуществлять приносящую доходы деятельность,
только если такое право предоставлено
ему в соответствии с учредительными
документами.
В соответствии
с законом 01.01.2012 года большая часть
БУ, сохранив свое название, по статусу
были приравнены к автономным, меньшая
часть была переведена в статус казенных.
Лекция 21 ноября.
Под редакцией
Просихиной М.А. J
Тема: Сущность и организация
бюджетного планирования
- Методологические основы бюджетного
плнирования
- Инструменты бюджетного планирования
( БП ) :субъекты, целевые программы,
доклады и др.
1 ВОПРОС.
На современном
этапе развития в РФ все бОльшую
актуальность приобретает вопрос о необходимости
вмешательства государства в существующие
финансовые в т.ч бюджетные отношения.
Для такого вмешательства требуется важнейший
инструмент управления – планирование.
Планирование
– инструмент управления. Без планирования
бюджета не существует. Планирование присуще
для предприятий, организаций и для общества.
Объективные
обстоятельства, требующие планирование:
- Неспособность механизма свободного
рынка регулировать национальную экономику
и финансы.
- Рост в общем объеме потребления доли
коллективного или общественного потребления,
которая в значительной мере регулируется
не рыночным механизмом, а государством.
- Появление сложных форм взаимодействия
друг с другом хозяйствующих субъектов,
которые не могут быть охвачены рыночным
регулированием.
- Существование проблем долгосрочного
развития.
- Возникновение чрезвычайных ситуаций.
В теории бюджетного
планирования существует множество
определения среди ученых бюджетного
планирования. Как правило планирование
рассматривают как составление
и исполнение бюджета ( Дрогозина Л.А.).
составление и исполнение это стадии бюджетного
процесса, поэтому правильно рассматривать
планирование как часть составления бюджета.
Составление шире, планирование уже. БП
– это инструмент управления бюджетной
системой и межбюджетными отношениями
при составлении бюджета на основе принципов
и методов, исходящих из бюджетной политики
государства. По периоду действия различают:
- Долгосрочные планы (10 и более лет)
- Среднесрочные (3-5 лет)
- Текущие (годовые)
- Оперативные (день,месяц)
Процесс планирования
неразрывно связан с методологией планирования.
Существует 2 подхода к методологии.
Её определяют в узком смысле и в широком.
- В широком смысле – это когда к методологии
относят принципы, методы, показатели,
методики и логику планирования.
- В узком смысле – это совокупность только
методов планирования. Метод – путь исследования
или познания, внутренняя организация
бюджетного планирования.
Методы бюджетного
планирования:
- Балансовый метод.
Суть в достижении баланса между показателями
бюджета, а также в обеспечении их в увязке
и согласованности. Любой бюджет это баланс
доходов и расходов. Этот метод – основа
бюджетного планирования.
- Нормативный метод.
Это использование в планировании системы
норм, нормативов. Преимущество – установление
в процессе бюджетного планирования зависимости
между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми
результатами. Нормативно душевое планирование – это перспектива.
- Метод системного анализа и синтеза.
Это учет положительных и негативных фактов
в бюджетном планировании. Это разделение,
расчленение финансовых систем на составные
части.
- Экономико-математические методы и модели.
В основном используются в перспективном
планировании для моделирования финансовых
ресурсов, а так же при анализе исполнения
бюджета. Текущее бюджетное планирование
менее используется
- + В настоящее время используются перманентный
метод, вариантный метод, программно-целевой
метод и метод резервирования. Перманентный метод предполагает долгосрочное
бюджетное планирование и взаимосвязь
бюджетов по доходам и по расходам.
Перманентность – это гарантия бюджетной
стабильности. Вариантный метод т.е. бюджет любого уровня должен
составляться в нескольких вариантов
( обыкновенный и чрезвычайный). Программно-целевой метод. Его действие начинается с 2013 года.
Все расходы будут аккумулироваться в
бюджет в рамках программ. Целевые статьи
идут в программу. Метод резервирования,
т.е. бюджетные резервы обеспечивают гарантированное
получение бюджетных средств и защищают
от роста налоговой нагрузки. Резервы
необходимы для исключения негативных
последствий в экономике и в финансах.
Принципы
бюджетного планирования:
- Самостоятельность.
Означает отсутствие вертикального планирования
- Научность.
Это использование методов.
- Гласность.
Открытость для общества (дронды).
Методика
– это совокупность конкретных способов,
расчетов, приемов необходимых для
разработки отдельных видов разделов
и показателей плана. Методика э
то узкое понятие, касается конкретных
вещей.