Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:49, курс лекций
Причины существования бюджета:
Наличие государства (власти)
Наличие товарно-денежных отношений
В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.
Весь бюджетный процесс распред
Составление бюджетов.
Составление – более широкое понятие, планирование включается в составление бюджета. Составление федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 169 БК РФ. Проект федерального бюджета составляется на 3 года + на очередной год. Составление бюджета начинается с бюджетного послания Президента Федеральному собранию. НЕ позднее марта.
В бюджетном послании определяется бюджетная политика на очередной год и плановый период. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Минфин РФ.
Основа для
составления проекта –
Проект бюджета Минфин составляет примерно с марта до августа.
В конце августа Правительство РФ рассматривает проект бюджета, вносит в него поправки, дорабатывается, а затем начинается вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение бюджета.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и затем на утверждение в Госдуму проект Федерального бюджета на очередной год не позднее 26 августа текущего года.
Проект бюджета – следующие документы:
Государственная дума рассматривает проект в трех чтениях.
В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней, рассматривается концепция Федерального бюджета, общий объем, общая сумма доходов в выделением нефтегазовых доходов, рассматривается общая сумма расходов, предел государственного внутреннего и внешнего долга, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, величина резервного фонда, дефицит/профицит бюджета.
Рассмотрение бюджета во втором чтении проходит 35 дней. Предмет второго чтения – перечень главных администраторов доходов, бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, межбюджетные трансферты субъектам РФ, программа внутренних заимствований, программа государственных гарантий.
Третье чтение продолжается 15 дней. Предмет – распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов. Законопроект выносится на голосование в целом. Затем проект бюджета направляется в Совет федерации, где рассматривается в течение 14 дней, затем проект одобрен Советом федерации и предается на подпись Президенту РФ. Приобретает силу закона. До 1 января планового года.
Бюджетный процесс на уровне субъекта РФ
Первая стадия бюджетного процесса - составление областного бюджета. Правительство Самарской области подготовило постановление от 14 мая 2008 года № 141 «Об утверждении положения о составлении проекта областного бюджета ….. на очередной финансовый год и плановый период».
База для составления областного бюджета:
Составляет проект областного бюджета, координирует действия участников бюджетного процесса Министерство управления финансами Самарской области. Министерство управления финансами получает от Министерства экономического развития в срок до 8 июня следующие данные:
Субъекты
бюджетного планирования в июне представляют
в Министерство управления финансами
в разрезе расходных
В министерство представляются реестры
расходных обязательств с приложением
расчетов бюджетных ассигнований.
Главные администраторы доходов представляют в министерство прогноз поступления доходов в областной бюджет. Министрество управления финансами работает с Пенсионным фондом, с фондом обязательного медицинского страхования, с управлением федеральной налоговой службы, с территориальным органом федеральной службы гос. статистики, с главным управлением ЦБ по Самарской области, с управлением Федерального казначейства, управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.
В срок до 25 июня министерство управления финансами разрабатывает основные параметры проекта областного бюджета и представляет этот проект Губернатору.
До конца
июня министерство рассматривает детально
реестры расходных обязательств
и объемы получаемых доходов. До 20 августа
проект областного бюджета должен быть
готов и выносится на рассмотрение
Правительство Самарской
Рассмотрение и утверждение областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Самарской области о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области.
Проект областного бюджета губернская Дума должна получить не позднее 15 октября текущего года.
Самарская губернская дума рассматривает проект областного бюджета на плановый период в двух чтениях.
Дума рассматривает
бюджет в первом чтении в течение
20 дней. Рассматриваются доходы областного
бюджета в разрезе
Во втором чтении проект рассматривается в течение 40 дней детально в соответствии с бюджетной классификацией и утверждается законопроект в целом. После подписания Губернатором проекта областного бюджета, проект принимает силу закона.
Как правило,
утверждение бюджета
Исполнение бюджета. Финансовые органы – Министерство – исполняют бюджеты по доходам и расходам. Исполнение по доходам возложено на налоговые службы и органы Федерального казначейства, расходам – на министерство.
В связи с этим, министерство управления финансами подготовило документ 13.12.2007 года «Об утверждении порядка исполнения областного бюджета по расходам».
Сам порядок исполнения бюджета разработан в соответствии со статьей №219 БК РФ:
ТЕМА №8
Результативность и
Бюджетная реформа
Результативность можно определить как соотношение результатов и затрат на достижении этих результатов, эффективность – польза или выгода от результатов деятельности.
Исходя из этого, показатели результативности бюджетных расходов отражают соответствие результатов поставленным целям или изменение результата за определенный период.
Принцип результативности
и эффективности использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении
бюджетов уполномоченные органы и получатели
бюджетных средств должны исходить
из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего
объема использования средств или
достижения наилучшего результата с
использованием определенного бюджета
объема средств. Т.о. достижение результативности
и эффективности бюджетных
В 1 случае наиболее результативным может быть признан такой вариант расходования, при котором минимизируются затраты на достижение заранее определенного результата.
На этой модели строится, например, конкурсная система государственных закупок, т.е. наиболее результативным признается тот вариант, при котором необходимый объем товара для гос. нужд закупается по наименьшей цене.
2 вариант
повышения результативности
В СССР устойчивость
бюджетной системы
Процесс развития управления расходами бюджета в современной России можно разделить на следующие этапы:
Ядром новой организации бюджетного процесса является концепция бюджетирования, ориентированного на результаты БОР, в рамках среднесрочного финансового планирования.
Суть этой
концепции – распределение
Бюджетные учреждения нового типа начали появляться в России с осени 2007 года в результате принятия закона об автономных учреждения от 2.11.2006 года.
Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения, сохраняют для себя гарантию бюджетного финансирования, т.е. учредитель не может не дать автономному учреждению задания на оказание услуг и субсидию на выполнение этого задания, т.е. не может оставить учреждение без финансирования.