Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 4
2. Принципы бюджетной системы РФ 8
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

  1. Принцип гласности означает:

     • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

     • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов.

     Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

  1. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.
  2. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

     Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое [5, С. 64]. 

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 

    Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области организации бюджетного процесса.

     Бюджетный кодекс РФ установил принципы межбюджетных отношений:

     • распределение и закрепление  расходов бюджетов по определенным уровням  бюджетной системы РФ;

     • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

     • равенство бюджетных прав субъектов  РФ и муниципальных образований;

     • выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ и муниципальных образований;

     • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

      Исходя  из этих принципов, можно сказать, что  в основе межбюджетных отношений  в России лежит бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм – форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе.

     К основным принципам бюджетного федерализма относят:

     • единство общегосударственных интересов  и интересов населения, поживающего на территории страны;

     • сочетание интересов народов  многонациональной федерации при  формировании и осуществлении бюджетной  политики государства;

     • сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых  полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;

     • высокую степень самостоятельности  органов власти каждого уровня в  организации бюджетного процесса;

     • участие субъектов федерации  в формировании и реализации бюджетно-налоговой  политики государства, включая межбюджетные отношения.

     В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

     1. Структурный дисбаланс бюджетной системы РФ: передача на нижестоящий уровень бюджетных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.

     2. Уровень вертикали власти, из  бюджета которого должно осуществляться  финансирование соответствующего  полномочия, не всегда совпадает  с уровнем, где непосредственно  происходит его реализация.

     3. Низкая доля собственных доходов  в бюджетах субъектов Федерации  и местных бюджетах заметно  снижает заинтересованность на  местах в наращивании налогового  потенциала, в своевременном и  полном поступлении налогов в  бюджетную систему. 

     4. Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона (численность населения, уровень развития). Поиск объективного подхода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.

     5. Ежегодные изменения нормативов  отчислений в местные бюджеты  от регулирующих налогов лишают  органы местного самоуправления  возможности планировать свою  бюджетную политику даже в  краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований. В результате – резкое сокращение капитальных вложений в структуре расходов местных бюджетов.

     6. Несоответствие доходов и расходов  местного бюджета обусловливает возможность только текущего содержания муниципального образования, на развитие муниципалитетов средств не остается.

     7. Отмена с 1 января 2001 г. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и изъятие в федеральный бюджет 100% налога на добавленную стоимость снизят удельный вес собственных доходов местных бюджетов на 20-25%, увеличиться зависимость от бюджетного регулирования.

     8. В России получила широкое распространение практика принятия территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников их покрытия.

    Важным  условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием  средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения  бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».

    Логическим  развитием вышесказанного может  стать требование обязательного  подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения  очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

    Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое  развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Таким образом, тема о бюджетной системе страны на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика России, несмотря на некоторую стабилизацию, переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в стране.

      Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.

      Государственная бюджетная система Российской Федерации - чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Российской Федерации, проблемы ее сбалансированности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

      
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ОМЕГА–Л, 2009.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Дашков и К», 2009. – 40.
  3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  4. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. – М.: Проспект, 2005.– 636 с.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – 613 с.

Информация о работе Бюджетная система РФ