Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 4
2. Принципы бюджетной системы РФ 8
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине финансы на тему: «Бюджетная система  РФ» 
 
 
 

                                                                         Выполнил:

                                                                          .

                                                                         Специальность

                                                                         Бухгалтерский учет, анализ и аудит

                                                                         в коммерческих организациях

                                                                         2 ВО

                                                                         Курс III

                                                                       Номер зачетной книжки

                                                                         08УБД61620

                                                                         Проверил:

                                                                          

Липецк_2009

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

    Бюджет, денежное обращение – это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

    В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает  роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическое содержание бюджетной  системы государства и ее структура  в РФ 

     Среди финансовых методов, с помощью которых  государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования  распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими  государственных услуг населению страны.

     Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные. федеративные и конфедеративные [6, с. 102].

Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности  или автономии. В стране действует  единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

      Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов.

      Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

      Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех уровней [2, ст. 71, ст. 132]: федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов; бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов. В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

    Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Схема бюджетной  системы Российской Федерации приведена  на рис.1.  

    Рис.1 Бюджетная система РФ 

      Каждый  уровень включает в себя самостоятельные  звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих  территориях, объединяются в консолидированные  бюджеты. В законодательстве они  представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ [3, С. 25].

      Консолидированные бюджеты используются: во-первых, в  бюджетном планировании (нормативы  отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.

     Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей и  финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов [4, С. 137]. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Принципы бюджетной  системы РФ 

     Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в Бюджетном Кодексе РФ (гл. 5).

  1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

     • право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

     • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в  соответствии с законодательством РФ;

     • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством РФ;

     • право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:

     • недопустимость изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

     • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

  1. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

  1. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
  2. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  3. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Информация о работе Бюджетная система РФ