Бюджетная система Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический и нормативно- правовой материал по теме работы;
- рассмотреть основные принципы и функции бюджетной системы РФ;
- выявить роль и значение бюджетной системы РФ;
- проанализировать сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы;
- провести анализ современного состояния бюджетной системы РФ;
- выявить перспективы развития бюджетной системы РФ;
- дать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1 Основные принципы и функции бюджетной
системы РФ 7
1.2 Роль и значение бюджетной системы РФ………..……11
1.3 Сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы………………………………………………….12
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………..18
2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ на современном этапе…………………………………………..………18
2.2 Анализ бюджета РФ …………….………………………..21
2.3 Перспективы развития бюджета РФ……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ на печать!!!!!!!!!.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Сущность бюджета РФ  и его роль в организации 

бюджетной системы

 

Бюджет - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами8.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, они присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальные науки и др.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.

Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей9. Иными словами, государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятии и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др. Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития10.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

- бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

- посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей.

Понятие «бюджет» имеет несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.11

Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления12.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений13.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить  своей  роли;  произойдет  лишь  изменение  методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

По главе можно сделать выводы Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы (просвещение, культура, здравоохранение, оборона и пр.). Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния бюджетной системы

2.1 Общая характеристика  бюджетной системы РФ на 

современном этапе

Рассмотрим динамику основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов этот период характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6 - 36,2%% к ВВП в 2013 - 2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблица 1):

Таблица 1

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

 

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Доходы, всего

23018,2

   24084,9

  26543,4

   29514,5

%% к ВВП

     38,0

         36,6

      36,2

        36,2

В том числе:

Федеральный бюджет

12677,0

   12395,4

  13642,2

  15223,7

Бюджеты государственных

внебюджетных фондов РФ

  7168,2

    7768,0

    8434,7

   9269,9

В  том числе доходы без учета

межбюджетных трансфертов

3723,0

     4363,4

   4 867,4

  5401,0

Консолидированные бюджеты

 субъектов РФ

7 923,8

     8562,9

    9201,0

   9 995,6

В  том числе доходы без учета

межбюджетных трансфертов

6618,2

    7326,1

    8033,8

   8889,8

Территориальные фонды обязательного

медицинского страхования

   871,7

    1031,8

    1193,1

    1408,2

В том числе доходы без учета

межбюджетных трансфертов

       0,0

        0,0

          0,0

        0,0

Расходы, всего

         22802,0

  24949,2

    26865,8

        29280,5

%% к ВВП

      37,6

       37,9

         36,6

         35,9

В том числе:

Федеральный бюджет

        1 2745,1

  13 387,3

     14101,9

15316,0

В том числе расходы без учета

 межбюджетных трансфертов

    8316,8

    9 107,5

       9855,0

10975,5

Бюджеты государственных

внебюджетных фондов РФ

    6876,2

    7 517,2

       8214,6

  8917,8

В том числе расходы без учета

межбюджетных трансфертов

    5985,5

    6 466,4

       7002,5

7490,6

Консолидированные бюджеты

субъектов РФ

     7931,5

    8686,1

       9283,8

10021,4

В том числе расходы

без учета межбюджетных трансфертов

     7628,0

    8343,5

       8815,2

  9406,2

Территориальные фонды обязательного

медицинского страхования

       871,7

    1031,8

       1193,1

  1408,2

Дефицит (-)/ профицит (+), всего

       216,2

    -864,3

        -322,4

    234,0

%% к ВВП

          0,4

        -1,3

           -0,4

        0,3


 

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6% в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5% в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2% в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 3.2):

Таблица 2

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2012 – 2016 годы

Показатель

2011 год (отчет)

2012 год (закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год 

(проект)

371-ФЗ

проект

371-ФЗ

проект

Доходы, всего

  11 367,7

  12 677,0

    12 705,9

12 395,4

14 091,8

13 642,2

15 223,7

%% к ВВП

         20,8

         20,9

           19,6

        18,8

      19,4

        18,6

      18,7

Расходы, всего

1  0 925,6

12 745,1

    13 730,6

13 387,3

14 582,9

1 4 101,9

     5 316,0

%% к ВВП

         20,0

        21,0

           21,2

      20,3

       20,1

        19,2

      18,8

В том числе условно утверждаемые

-

-

-

-

-

     388,9

      1206,6

%% к общему объему расходов

-

-

-

-

-

         2,8

       7,9

Дефицит (-) / Профицит (+)

    +442,1

     -68,1

     -1 024,7

    -991,9

    -491,1

    -459,7

     -92,3

%% к ВВП

          0,8

      -0,1

            -1,6

        -1,5

        -0,7

         -0,6

        -0,1

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития